Министерство энергетики и угольной промышленности предоставило ответ на открытое письмо секретариата Европейского энергетического сообщества (ЭС). Об этом «Капиталу» сообщил директор секретариата ЭС Янеж Копач. Пресс-служба министерства отказалась от расширенных комментариев, отметив, что позиция украинской стороны изложена в письме.
Понемногу обо всем
Письмо, копией которого располагает «Капитал», датировано 17 апреля и подписано министром Эдуардом Ставицким. Он совершает краткий экскурс в историю украинской энергосистемы и во вступительной части сообщает, что Минэнергоугля провело «соответствующую работу» с Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ). В то же время документ не содержит разъяснений по сути поставленных Энергосообществом вопросов. Как считают в ЭС, действующие в Украине правила доступа к трансграничным сетям и распределения их пропускной способности противоречат общим европейским принципам и законодательным правилам. Ответ украинской стороны скорее информирует о ситуации в отечественной электроэнергетике и ее возможностях по экспорту вообще. Немногочисленные опрошенные «Капиталом» эксперты, знающие ситуацию изнутри, наотрез отказываются открыто комментировать этот процесс. «Украина давно должна была адаптировать и поменять правила экспортных аукционов, привести их в соответствие с директивами Евросоюза, на которых базируется договор Энергетического сообщества. Для этого было достаточно времени, однако не сделали ничего. На рынке действует монополия одного экспортера», — сообщил на условиях анонимности чиновник, принимавший участие в подготовке подписания договора о присоединении Украины к ЭС.
Украинская сторона так и не смогла ответить, почему до сих пор не имплементированы нормы регламента 1228 / 2003 относительно условий доступа к сети трансграничной передачи электроэнергии и соответствующее решение Еврокомиссии 2006 / 770 / ЕС, несмотря на то, что обязалась сделать это до 1 января 2012 г. Украина взяла на себя эти обязательства в сентябре 2010 г., когда был торжественно подписан протокол к договору о присоединении страны к Энергосообществу.
Либерализация по‑украински
«Порядок проведения экспортных аукционов был разработан и принят в 2009 г., до присоединения Украины к договору об основании Энергетического сообщества, и отвечает требованиям украинского законодательства, отмечает Эдуард Ставицкий в письме на имя Янежа Копача. Однако на самом деле правила аукционов, принятые в 2009 г., неоднократно менялись. Изменения каждый раз происходили за считанные дни до проведения аукционов и таким образом, что готовым к ним оказывался единственный потенциальный участник, который и становился их победителем. Речь идет об энергетическом холдинге ДТЭК Рината Ахметова. В настоящий момент ДТЭК — единственный экспортер украинской электроэнергии в ЕС. Сам факт безоговорочного триумфа единственного участника рынка уже слабо согласуется с европейскими нормами, исходя из которых один игрок не может контролировать свыше 50 % экспортных мощностей. В конце 2012 г. изменения вносились столь стремительно, что не были оформлены на момент объявления аукционов надлежащим образом. Оператору сетей «Укрэнерго» в итоге пришлось публиковать два варианта официальных объявлений об аукционе — одно соответствовало действующим правилам, другое — новым, на случай, если они к тому времени успеют вступить в силу.
Действующая в Украине модель аукционов не позволяет участвовать в них компаниям-нерезидентам из других стран Энергосообщества. Зарубежные импортеры не могут участвовать в торгах напрямую и вынуждены делать это через украинские дочерние структуры либо через посредников, которые, в свою очередь, должны соответствовать ряду установленных критериев, список которых периодически меняется, уточняется и дополняется все новыми требованиями.
Таким образом, Украина, ратифицировав два с половиной года назад договор, предполагающий определенные обязательства, фактически не приблизилась ни на шаг к внедрению европейских механизмов. Более того, как ранее сообщал «Капитал», единственный экспортер в апреле 2012 г. благодаря решению правительства получил возможность закупать электроэнергию для экспорта в ЕС по цене почти на 30 % ниже украинской оптовой.
Этот последний отмечает, что работает на рынке экспорта электроэнергии в соответствии с действующим законодательством, а также в рамках антимонопольного законодательства и принятых процедур. «Для полноценного внедрения норм Энергосообщества необходимы дополнительные изменения в украинские законы, которыми регулируется рынок электроэнергии в целом. ДТЭК поддерживает скорейшее реформирование и либерализацию рынка электроэнергии, учитывая замечания ЭС к этому процессу», — заявили «Капиталу» в пресс-службе компании, когда стало известно о письме Энергосообщества.
Изучение и доработка
Украина декларирует готовность сотрудничать с европейскими организациями. «Рассматриваются вопросы относительно учета в рамках действующего законодательства Украины отдельных замечаний секретариата ЭС. Предлагаем создать совместную рабочую группу с привлечением украинских специалистов и экспертов секретариата, которая детально рассмотрела бы вопросы организации экспорта и импорта электроэнергии, внедрения регламента ЕС 1228 / 2003 […], вторичной торговли пропускной способностью межгосударственных электрических сетей Украины». Приведенные цитаты из завершающей части письма Эдуарда Ставицкого демонстрируют конструктивный подход. Однако специалисты оценивают эту декларацию скептически. «Эксперты Энергосообщества не могут выполнить за Украину ее обязательства, на которые ей прямо указали в письме. Нужно было еще несколько лет назад проанализировать действующее отраслевое законодательство, выявить и устранить все разночтения и не соответствующие директивам ЕС аспекты… Украина не только не имплементировала эти требования, являясь членом Энергосообщества, но и по полной эксплуатирует существующие несоответствия», — заявил «Капиталу» экс-сотрудник «Укрэнерго». По его мнению, создание некоей рабочей группы — скорее попытка потянуть время, уйти от ответственности. «Украина действительно не предоставила детальных ответов на все вопросы, затронутые в открытом письме, и не развеяла опасений секретариата, — подтвердила юрист по энергетическим вопросам секретариата ЭС Розетта Карова. — Однако она обращается за помощью. Совместно мы работаем над поиском решения проблем».
Представитель Энергосообщества выразила уверенность, что сторонам удастся договориться, и это позволит закрыть дело о соблюдении условий договора о присоединении к ЭС. В противном случае процедуры по делу будут продолжены. Теоретически Украине могут угрожать санкции вплоть до исключения из ЭС, однако в любом случае речь идет об имиджевых потерях.