Сегодня инвесткомпания Concorde Capital обнародует отчет «Стандарты корпоративного управления: Не унесенные ветром» по итогам 2011‑2012 гг., где проанализирована политика работы с инвесторами 111 эмитентов, активно торгующихся на биржах акций и облигаций компаний с активами в Украине. Как оказалось, лишь пять эмитентов акций и еще пять эмитентов облигаций смогли показать идеальный результат. И среди них нет ни одной государственной компании или транснациональной корпорации. По данным исследования, 48 из 111 проанализированных компаний имеют наивысший рейтинг Q и АА (см. врезку), причем число и доля эмитентов с такими рейтингами растет, а с более низкими «рискованными» рейтингами А, ВА и Р падает. Но эти данные обманчивы: высокие рейтинги получают в основном дебютанты — компании, недавно вышедшие на рынки капитала. «Для привлечения капитала они прихорашиваются, чтобы выгодно отличаться от других, — говорится в отчете. — Тем не менее, поддержка высоких стандартов корпоративного управления редко остается для них приоритетом после того, как они получили от рынка «то, что хотели»». Из 20 компаний, позиционировавшихся в 2008 г. как «свежая кровь» и подававших большие надежды, в рейтинге-2013 только четыре показали результаты выше среднего (против 14 в 2008 г.).
В новом рейтинге дебютанты составляют больше половины компаний с рейтингами Q и АА. Так, в их число попала канадская горнорудная компания Black Iron, занимающаяся добычей железной руды в нашей стране. Среди местных новичков — компании, которые провели IPO на Варшавской фондовой бирже (WSE) в 2011 г. Например, угледобывающая Сoal Energy донецкого бизнесмена Виктора Вишневецкого, агрохолдинг Industrial Milk Company Александра Петрова, агрохолдинг KSG Agro Сергея Касьянова, агрохолдинг Ovostar Union Бориса Беликова и Виталия Вересенко. Также в рейтинге-2013 дебютировали 12 эмитентов корпоративных евробондов и 12 эмитентов местных торгуемых облигаций. Если бы не все эти новички, число эмитентов «инвестиционной» категории заметно упало бы, а «рискованной» категории — выросло.
Несмотря на то, для получения дешевого долгового финансирования эмитентам приходится уделять все больше внимания соответствию стандартам корпоративного управления, старожилы рейтинга редко демонстрируют достойный уровень и еще реже — прогресс. По сравнению с рейтингом 2007 г. лишь 20 компаний смогли остаться на том же уровне, а высший рейтинг сохранили лишь трое — украинский пионер на WSE производитель сахара Astarta, работающая в Украине британская нефтегазовая компания JKX Oil & Gas, и концерн «Галнафтогаз». У большинства же рейтинги невысоки. Например, «УкрАвто» сохранила рейтинг Р. Компания не стала комментировать это. Между тем, 19 компаний улучшили свои позиции, и 17 — их ухудшили. Так, концерн «Стирол» опустился на две ступеньки — с АА до ВА. Правда, Group DF Дмитрия Фирташа, которая приобрела эту компанию в 2010 г., намерена исправить это упущение, поскольку холдинг готовит свои активы к IPO. Остальные 60 компаний, которые попали в аналогичный рейтинг шесть лет назад, в нынешний даже не были включены. А сильный рывок сразу на две ступеньки вверх до наивысшей категории с 2007 г. смогли сделать только четыре компании — Мегабанк, «Укрпродукт», «Азовсталь» и госкомпания «Турбоатом».
Как показало исследование, «идеальными эмитентами» становятся, как правило, те компании, для собственников которых этот бизнес — основной, и которые не имеют альтернативных источников привлечения внешнего финансирования, кроме IPO и выпуска облигаций. У них обычно ограниченные возможности для привлечения кредитного финансирования и нет крупных связанных сторон. Именно по этой причине многие компании бизнес-групп украинских олигархов (за исключением «флагманов», ответственных за привлечение денег на открытых рынках) и государственные компании, избалованные легким доступом к дешевым деньгам, редко демонстрируют высокие стандарты корпоративного управления и, как подчеркивается в отчете, «даже на пушечный выстрел на подпускают миноритариев к контролирующим органам». Также отличительной чертой образцовой компании является длинный производственный цикл и отсутствие ликвидного залога. Поэтому чаще всего их можно найти среди аграрных и ресурсных компаний, девелоперов, компаний с большой долей интеллектуальной собственности.
Не стоит путать и международную компанию с образцовой. Транснациональные корпорации — крупные международные холдинги, чьи ключевые активы находятся за пределами нашей страны — подают пример в том, что касается качества отчетности и прозрачности структуры бизнеса. Но они так же, как украинские олигархи и государственные компании, с пренебрежением относятся к миноритарным акционерам. Как правило, украинские миноритарии не представлены в управляющих и контролирующих органах ТНК и не имеют доступа даже для разговора с топ-менеджментом.
В будущем, по мнению аналитиков ИК Concorde Capital, ситуация с корпоративным управлением в Украине может стать еще более плачевной. Особенно, если на рынок не будет поступать «свежая кровь». «Ввиду уменьшения интереса международных инвесторов к украинским эмитентам, мы не исключаем, что некоторые образцовые компании сочтут слишком затратным поддержание высоких стандартов и практик корпоративного управления», — говорится в отчете.