Премьерами спектаклей «Киевский торт» и «Хозяин кофейни» 35‑летний постановщик Андрей Май заявил о создании авторского МайTheatre. Столь громкая инициатива родилась не на пустом месте. После организации центра «Текст» и прошлогоднего дебюта в киевском Молодом театре, где он поставил драму из жизни школьников «КомА», стало очевидным, что этот режиссер — один из немногих лидеров молодого поколения, способных составить здоровую конкуренцию традиционному репертуарному театру.
Философия МайTheatre — это вербатим, вид театрального представления, который в Украине только начинают осваивать. Суть его такова: определившись с темой, инициативная группа идет «в народ», чтобы проинтервьюировать представителей разных социальных групп. «О торте» было собрано столько историй, что в один вечер и не расскажешь. Поэтому зрителям предложили игру в лотерею: сначала тянуть номерки, а затем, по возможности, участвовать в воспроизводимых актерами монологах или диалогах.
Ни одну из историй (торт в большинстве эпизодов — лишь формальный повод для беседы) нарочно не придумать: абсурд и комизм нашей действительности всухую побеждает изысканные сюжеты. Не менее привлекает и то, что техника вербатим состоит в буквальном повторении бытовой речи — с уникальным набором слов и интонаций. За полтора часа публика успела прослушать всего 14 из 76 отрывков, но и они отразили пестроту киевского социума. Бывший сельский тракторист, которого злая судьба занесла в столицу, манерный университетский профессор, перепуганный таксист с Обуховской трассы, нечаянный посетитель гей-клуба рассказывали устами актеров о себе — и чем серьезнее они хотели казаться собеседнику, тем анекдотичнее выглядели их попытки.
Для этой постановки помещение Музея истории Киева, отделенное от улицы Богдана Хмельницкого стеклянной стеной, подошло идеально. Актеры на подиуме, аудитория в зале и прохожие оказывались в нескольких метрах друг от друга, и зрители по обе стороны прозрачной перегородки получали от наблюдения друг за другом не меньшее удовольствие, нежели от произносимых реплик.
Моноспектакль «Хозяин кофейни» в исполнении Алексея Доричевского аналогичен «Торту» — с той лишь разницей, что в основе его лежит «поток сознания» белорусского драматурга Павла Пряжко. Эта пьеса, несмотря на кажущуюся спонтанность, — личный художественный манифест, где провозглашен переход от драматургии темы к драматургии типажей. Но если «сладкая» постановка пришлась по душе, кажется, всем, то поиски «героя нашего времени» зашли в тупик не только в размышлениях Пряжко: случайные посетители кафе Das Living Room неоднозначно восприняли предлагаемые им в постановке откровения. И это еще раз доказывает, что непредсказуемость человеческого существования может свести на нет любую попытку его упорядочить.