Украинское правительство пока не отказывается от совместного с Россией проекта строительства в Кировоградской области завода по производству ядерного топлива. Об этом заявил на прошлой неделе министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан. Но на реализацию проекта власти Украины пока не имеют денег: в государственном бюджете на 2014 г. на увеличение уставного фонда предприятия «Завод по производству ядерного топлива» заложено лишь 20 млн грн при потребности в $ 42 млн. Продан сообщил, что власти продолжают поиск средств. В то же время эксперты поставили под сомнение целесообразность продолжения этого проекта с Россией.
Хотели, но не смогли
Украина и Россия уже несколько лет пытаются запустить проект строительства завода по производству ядерного топлива. Украинской стороне (госконцерну «Ядерное топливо») принадлежит 50 % плюс 1 акция завода, а России (концерн «ТВЭЛ», входящий в государственную корпорацию «Росатом») — 50 % минус 1 акция.
Хотя Кабинет министров выбрал для использования на будущем предприятии по сборке топлива технологию «ТВЭЛ» еще в 2010 г., финансовые и, соответственно, строительные вопросы не решены до сих пор. В прошлом году завод планировал выпустить дополнительную эмиссию акций на сумму 672 млн грн. Ожидалось, что их выкупят госконцерн «Ядерное топливо» и «ТВЭЛ», а деньги пойдут на первоначальные строительные работы. Выкуп акций планировалось закончить до конца 2013 г., однако украинская сторона, в отличие от российской, свою долю допэмиссии не оплатила. Общая стоимость строительства завода — около $ 400 млн. По замыслу, предприятие должно начать производство топлива в 2015 г., но очевидно, что сроки не будут выдержаны.
«ТВЭЛ» ищет деньги
Несмотря на трудности со стороны Украины, Россия готова и далее финансировать проект. В концерне «ТВЭЛ» сообщили «Капиталу», что все вопросы, связанные с финансированием проекта, формализованы сторонами ранее. В частности, существует договоренность, что 30 % стоимости проекта профинансируют акционеры в равных долях. «В первую очередь средства должны внести акционеры, а потом будет привлечено банковское финансирование. Такая последовательность действий оправданна, так как банки не будут финансировать на приемлемых условиях проект без гарантий возврата вложенных средств», — указала компания «ТВЭЛ».
Тем временем российский концерн, не дожидаясь выполнения обязательств украинским акционером, проводит переговоры с банками России о кредитовании строительства «Завода по производству ядерного топлива». «Банки с заинтересованностью воспринимают предложения об участии в проекте и готовы на определенных условиях обеспечить финансирование завода», — сообщил «ТВЭЛ».
Проект под вопросом
Из-за нерешенности вопроса о финансировании реализация украинско-российского проекта может оказаться под вопросом, считают эксперты. По мнению директора по информподдержке ассоциации «Украинский ядерный форум» Ольги Кошарной, европейские институции не рискнут вкладывать средства в этот проект.
В то же время она отметила, что этот завод Украине не нужен. «Будет очередная зависимость от России, поскольку в основе проекта лежат российские технологии. В случае его реализации нам придется покупать у России услуги по изотопному обогащению и производству концентрата, которые занимают самую большую долю в себестоимости производства ядерного топлива — в сумме 70‑80 %, — пояснила Кошарная. — Нам выгоднее строить новые реакторы по нероссийским технологиям и продолжать проект с Westinghouse».
По словам независимого эксперта Богдана Соколовского (занимал в 2008‑2010 гг. должность уполномоченного президента по международным вопросам энергетической безопасности), Украина и так имеет высокую степень зависимости от России в атомной энергетике, поэтому еще один проект на фоне обострения отношений с соседней страной лишь усилит эту зависимость. «Проект изготовления российского топлива из украинского урана не нужен. Под российские технологии никто из европейских банков дешевый кредит не даст. Нам необходимо строить завод по производству «западного» топлива. Это не такие большие деньги, и шансы на их привлечение очень высоки», — отметил он. Соколовский также считает, что ревизии нужно подвергнуть и проект строительства совместно с Россией блоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС, задекларированная стоимость которого оказалась намного выше, чем, например, аналогичного на Тяньваньской АЭС в Китае. «Как получилось, что в КНР такие же по мощности блоки стоят $ 1,7 млрд, а у нас — $ 10 млрд?» — резюмирует собеседник.