В январе-июне текущего года в Украине продали 16,6 тыс. новых легковых автомобилей с дизельными двигателями, что на 16,1% больше, чем за аналогичный период 2012 г., сказано в отчете консалтинговой компании Auto-Consulting. При этом доля дизельных машин в общих продажах автомобилей увеличилась на 3,1 п.п., до 17%.
«Доля дизельных версий выросла по всем моделям. Сегодня дизели занимают чуть более 60% от общих продаж Citroёn (в начале года — 45%)», — сказал директор представительства «Ситроен Украина» Лоик Сибрак. Он отметил, что лидером по доле дизельных авто в легковой линейке Citroёn стала Citroёn С4 — 70% продаж модели в мае-июне. По словам председателя правления компании Renault в Украине Яна Птачека, доля дизельной версии Renault Fluence в общих продажах этой модели выросла с 17% до 30%, а Renault Megane — с 15% до 40%.
По данным Auto-Consulting, в первом полугодии 2013 г. было продано 97,6 тыс. новых легковых автомобилей, что на 5% меньше, чем за аналогичный период 2012 г.
Дизельные версии стали дешевле бензиновых
Основной причиной роста продаж дизельных автомобилей является подорожание бензиновых автомобилей после введения спецпошлин на них в апреле текущего года, говорит начальник отдела маркетинга «Си Эй Автомотив» (официальный дистрибьютор Chery в Украине) Павел Радукан. «На дизельные автомобили спецпошлины не вводились», — напоминает он. До введения спецпошлин «автомобили с дизельными двигателями», — говорит Лоик Сибрак, стоили в среднем на $ 2‑3 тыс. дороже аналогичных моделей с бензиновыми моторами, но разница в цене нивелировалась. Некоторые дизельные модели стали даже дешевле бензиновых. «Яркий пример — Citroёn С4. Цена на дизельный С4 стартует от 160 тыс. грн, а цена на бензиновый С4 — от 169,4 тыс. грн.», — отмечает Лоик Сибрак. Украинцы все больше выбирают «дизель» из‑за их экономности — они меньше расходуют топлива, нежели бензиновые версии, говорит Ян Птачек.
Не у всех поставщиков есть дизельные версии
Если не произойдет изменений на рынке, мы ожидаем, что доля дизельных автомобилей по рынку по итогам 2013 г. составит 20 %, — прогнозирует Лоик Сибрак. Но, по словам Павла Радукана, рост будет сдерживать недостаток в Украине качественного дизельного топлива. «Качество топлива для дизельных автомобилей намного важнее, чем для бензиновых», — отмечает он. По данным консалтинговой компании «А 95» за январь-июль 2013 г. баланс дизтоплива (производство+импорт минус экспорт) составило 2 645,3 тыс. т. При этом доля ДТ стандартов Евро-2 и Евро-3 составило около 18 % — 480 тыс. т. По словам директора компании Сергея Куюна, 95 % низкокачественного топлива поступает из России. «Но нужно не забывать о «самоварах», мини-НПЗ и контрабанде. Эти объемы невозможно оценить, но скидывать со счетов нельзя», — говорит эксперт.
Еще одной причиной, которая мешает развитию «дизельного» сегмента авторынка, является то, что не у всех поставщиков есть соответствующие версии своих автомобилей, добавляет Радукан. «Этому будет мешать тот фактор, что в ценовом сегменте до 100 тыс. грн,который занимает около 30 % рынка новых легковых машин, практический ни у кого нет дизельных версий моделей — ВАЗов, ГАЗов, Chery, Geely, BYD, Lifan, Daewoo и т. д.», — заключает Павел Радукан.