В мае ведущие аукционные дома Christie’s и Sotheby’s проводят одну из важнейших в году сессий торгов. 12‑15 мая в Нью-Йорке прошли аукционы, посвященные послевоенному и современному искусству. От произведений второй половины ХХ века ждали новых рекордов — и не прогадали. На Sotheby’s были установлены четыре ценовых рекорда, а на двухдневных торгах Christie’s — 26.
Christie’s
Торги Christie’s, посвященные послевоенным и современным авторам, получились длиннее, чем обычно. Кроме традиционной дневной сессии, Christie’s провел целых два, а не один, вечерних раунда. Причем первый, состоявшийся 12 мая, был экспериментальным. Подобрать 35 лотов для торгов под названием «Если я выживу, увидимся во вторник» в аукционном доме поручили 33‑летнему специалисту по современному искусству Лоику Гузеру. Он объединил работы молодых и пока малоизвестных художников с произведениями звезд вроде Энди Уорхола, Жана-Мишеля Баскии, Ричарда Принса и Джеффа Кунса. И для тех, и для других Гузер назначил возмутительно высокие эстимейты. Цены удивили даже авторов выставленных работ. Чтобы снизить стоимость, нью-йоркский художник Уэйд Гайтон, чью отпечатанную на чернильном принтере картину «Без названия (Пожар, красный / черный U)» выставили за $ 2,5‑3,5 млн, специально напечатал еще несколько копий произведения и выложил их снимки в Instagram. Тем не менее графическая работа все равно ушла с молотка за $ 3,525 млн.
Главным хитом торгов стал автопортрет Мартина Киппенбергера. Немецкий художник-экспериментатор, умерший в 1997 году, взял знаменитый фотопортрет Пабло Пикассо, на котором 81‑летний художник позирует в нижнем белье, и перерисовал его с собой в главной роли. Написанная в 1988 году картина Киппенбергера была продана за $ 18,6 млн с превышением верхнего эстимейта в $ 12 млн. Всего же из 35 лотов без покупателя остался только один, а торги в целом принесли $ 134,6 млн — на $ 10 млн больше, чем рассчитывали в Christie’s.
Результаты вечерних торгов 13 мая оказались еще внушительнее. Кроме рекордно высокого уровня продаж (с молотка ушло 95 % представленных лотов), аукционный дом получил самую высокую за всю свою историю выручку в $ 744,9 млн. Самым дорогим из проданных стало полотно классика абстрактного экспрессионизма Барнетта Ньюмана «Черный пожар I». Картина ушла с молотка за $ 84,2 млн и установила новый аукционный рекорд на произведения Ньюмана.
Sotheby’s
Вечерние торги Sotheby’s, назначенные на 14 мая, должны были стать еще успешнее. Кроме удачно подобранных топ-лотов, среди которых значились работы весьма востребованных у коллекционеров Энди Уорхола, Марка Ротко, Герхарда Рихтера, Джеффа Кунса, Жана-Мишеля Баскии, аукционный дом намеревался взять еще и количеством. Sotheby’s выставил 79 лотов — на 11 больше, чем Christie’s. Однако в итоге Sotheby’s заработал на современном и послевоенном искусстве $ 364,4 млн — почти в два раза меньше, чем Christie’s. Самым дорогим проданным лотом стала шелкография Энди Уорхола «Шесть автопортретов», купленная за $ 30,1 млн, при том что верхний эстимейт на произведения был $ 35 млн.
Впрочем, дело тут не в общей ситуации на рынке: результаты Christie’s доказывают, что спрос на качественные произведения современных художников лишь растет. Дело в стратегии. Sotheby’s продолжает работать по привычным схемам, предлагая ограниченному кругу коллекционеров произведения такого же ограниченного круга авторов, — и проигрывает. А Christie’s рискует, привлекая малоизвестных молодых художников и коллекционеров-дебютантов (только на экспериментальных торгах Christie’s 12 мая зарегистрировалось 350 покупателей из 26 стран мира), — и выигрывает.