Інтереси

выставки

«Имаджинариум» Александра Ройтбурда

«Имаджинариум» Александра Ройтбурда
Автопортрет художника с пиноккиевским носом в центре экспозиции намекает на то, что Ройтбурд запросто может оставить зрителя с носом
Фото: Константин Мельницкий

Строго говоря, выставка «Имаджинариум» в Dymchuk Gallery — это не тематическая серия. Это скорее классическая выставка картин художника, написанных в течение последнего года. Но объединяет работы отнюдь не хронология. Перед нами серия историй, рассказываемых не поочередно, но параллельно. Ройтбурд играючи жонглирует сюжетами и образами, создавая многомерный коллаж, восприятие которого зависит от личного интеллектуального капитала зрителя и его способности считывать те или иные культурные коды.

«Имаджинариум» — торжество тотального коллажирования, подтверждает художник, написавший к выставке текст о самом себе в третьем лице. Вот что пишет он в своей презентации: «У Терри Гиллиама доктор Парнас заключает сделку с дьяволом, а Ройтбурд заключил сделку с поисковой системой Google, неисчерпаемой, как борхесовская «Вавилонская библиотека». Его «Имаджинариум» строится на сопоставлении несопоставимого и сочетании несочетаемого. Свалка культуры, блошиный рынок дискурсов и визуальных фетишей. Фэнтези микшируется с реальностью, трэш с классикой, раритеты с фейками, абсурд с галлюцинацией, китч с фантомами подсознания».

Вообще коллажи в самом разном смысле — один из ключевых приемов в творчестве Ройтбурда. Его программные циклы первой половины 1990‑х «Жизнь короля (Людвиг)» (1992) и «Портрет. Дамы. В белом» (1993) — коллажи, на которых портрет Людовика IV распадается на фрагменты, чтобы сложиться в 14 различных пазлов, а тела «дам» фрагментируются и вновь соединяются самым причудливым образом — к примеру, с руками, вырастающими из головы. Коллажность присутствует и в таких его ключевых сериях нулевых, как «Ройтбурд vs Караваджо», «Каляки-Маляки» и т. д. Сам художник говорит, что это «игра в конструктор «Лего», но, возможно, стратегия «нарезать и перемешать» показала себя как наиболее зрелищная и эффективная форма «подачи материала».

В работах, отобранных для экспозиции, обращают на себя внимание и лихо закрученные сюжеты, и некоторые новые для художника персонажи. «В последних работах Ройтбурда появляются фантастические существа, люди с головами птиц и зверей, — сообщает автор. — Их генеалогия восходит к тотемным животным и далее — к древнеегипетским богам, античным чудовищам и средневековым химерам. Изрядно десакрализованные в искусстве Нового времени, они окончательно вытеснены в сферу профанного — от гламурно-рекламного «креатива» до сетевых «фотожаб» и аватарок в Facebook».

Все 11 работ «Имаджинариума» уместились в одном зале Dymchuk Gallery. На отдельной стене в центре экспозиции очень символично расположен автопортрет автора (у художника есть традиция ежегодно писать по одному автопортрету). На этот раз он изобразил себя с длинным пиноккиевским носом, словно намекая, кто здесь главный шутник и мистификатор и кто при желании может оставить зрителя с носом.

По традиции, заимствуя названия некоторых работ из истории искусства или более широкого контекста, Ройтбурд не мелочится — его «Отплытие царицы Савской» отсылает к одноименной работе художника XVII века Клода Лоррена, а «Счастье регентства» — к полотну Рубенса. «Имаджинариум» еще раз демонстрирует, что работы Александра Ройтбурда чрезвычайно многослойны. Фирменная мастихинная фактура, богатая, «вкусная» живопись и узнаваемый мазок — это только верхний слой.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама