Інтереси

искусство

Главный хранитель фонда НХМУ Юлия Литвинец о сокращении количества подделок и пропавших из музея картинах

Главный хранитель фонда НХМУ Юлия Литвинец о сокращении количества подделок и пропавших из музея картинах
Фото: Иван Черничкин

Вся профессиональная деятельность искусствоведа Юлии Литвинец так или иначе связана с Национальным художественным музеем Украины: по окончании института она работала здесь старшим научным сотрудником, затем возглавляла Фонд содействия развитию НХМУ и вот уже 10 лет занимает должность главного хранителя музейного фонда. При этом курируя выставки — например, «Олександра Екстер. Амазонка авангарду» (2008), «Микола Глущенко. Дорогами мандрів» (2009). Помимо этого, с 2008‑го Юлия является исполнительным секретарем Украинского комитета ICOM — Международного совета музеев.

В Национальном музее нет сотрудника, который больше знал бы о его собрании, лучше разбирался в финансовых вопросах и к тому же не боялся говорить на щекотливые для музея темы. Словом, в лице Юлии Литвинец «Капитал» нашел отличного собеседника.

— Тяжело пришлось в феврале?
— Конечно. Музей был на линии огня: у памятника Чорноволу уже проходила линия фронта. Сложно было ходить на работу, решать вопросы с охраной. Мы просчитали все риски и угрозы, окна изнутри заделали фанерой, гипсокартоном и все экспонированные на первом этаже произведения искусства перенесли в хранилища. Заклеили воздуховоды, чтобы в помещения не шла гарь. Разложили пожаротушительные рукава, везде расставили огнетушители. Каждый вечер, начитавшись военных сводок и насмотревшись стримов, директор Мария Задорожная составляла план на следующий день, и мы решали, кого из сотрудников лучше вызвать на дежурство. Стараясь при этом лишний раз не рисковать ни человеческими жизнями, ни экспонатами, ни зданием музея. У нас тут с 19 февраля до середины марта днем и ночью дежурили два сотрудника МЧС, два милиционера и как минимум два музейных работника. Ничего, выжили.

— Как видим, первый этаж пустовал недолго: на освободившемся пространстве экспонируете сокровища «Межигорья».
— В залах сейчас находится 562 экспоната, включая артефакты из дома Пшонки. Когда поехали в «Межигорье», даже не представляли, что это будут за объемы. Все стояло в гараже и, очевидно, предназначалось для вывоза в Крым: везде были наклейки с соответствующими надписями. Сначала мы забрали книги, иконы. А потом началось: «Ой, смотрите, и здесь еще прицеп!..» Когда я все это увидела, музей показался таким маленьким и беззащитным. Уняв подступивший приступ паники, решили брать: в конечном счете приняли 12 машин всяческого добра.

— И золотой батон?
— Вы мне можете объяснить, что за батон и почему меня все о нем спрашивают?! Я его в глаза не видела.

— Скажите, а каков на нынешней выставке процент действительно ценных экспонатов?
— У нас музей художественный, и мне легче оценить именно художественную составляющую этого поступления. Из икон серьезного музейного значения процентов десять. По книгам совершенно иная ситуация: 80% из них действительно ценные. Если говорить о декоративно-прикладном искусстве (а его на самом деле больше всего: всевозможные канделябры, каминные сеты, часы и прочее), здесь для музеев интерес представляет не более 20 %.

600 тыс. грн составляет рыночная стоимость работ Николая Глущенко, пропавших из Национального художественного музея Украины

— Насколько мне известно, многие из выставленных произведений искусства были приобретены на мировых аукционах.
— Так и есть: например, в зале № 3 стоят четыре прекрасные деревянные скульптуры: Меркурий, Паллада, Аполлон и Венера. XIX век, Италия, но сделаны по образу и подобию статуй эпохи Возрождения. Все это в сентябре 2013 года было куплено на Cristie’s за € 314 264 (о чем свидетельствует аукционная наклейка).

— Очевидно, что‑то из коллекции останется в фонде НХМУ. Не считая этого, когда и как последний раз пополнялась коллекция музея?
— Музей был создан в конце XIX века спонсорами и меценатами: подаренные ими артефакты в то время составляли бóльшую часть экспозиции. В советское время была другая система пополнения фонда: через закупку произведений искусства на художественных и тематических выставках. После того как Украина стала независимым государством, возобновилась традиция спонсорства и меценатства.

— И что за последнее время музею подарили меценаты?
— В прошлом году мы получили большой подарок: около 200 графических работ Иллариона Плещинского (советский художник, график. — «Капитал»). Заявку на их закупку мы подавали в Министерство культуры не один год. В конце концов сердобольные владельцы сжалились над нами и подарили работы музею. Сейчас все это изучаем, описываем, а к концу года, возможно, сделаем отчетную выставку.

— А как часто и каким образом работы из музея пропадают?
— Много рисков возникает, когда мы передаем работы для оформления немузейных учреждений: Кабинета министров, администрации президента. Так, например, в 2001‑2004 годах Кабмин в приказном порядке потребовал у нас ряд работ для оформления кабинетов чиновников (традиция, сложившаяся еще со времен СССР). А потом долго не могли пробиться к картинам на проверку, хотя должны производить ее раз в год: нужно иметь кучу разрешительных документов, высокие чиновники не хотят, чтобы к ним заходили. К каким‑то произведениям нас просто не допускали. В конечном счете мы стали подозревать, что с работами что‑то не так. Стали требовать, угрожать прессой, телевидением — и нас все-таки допустили к картинам: две из них пропали, две были подделаны. Те, что пропали, потом нашлись. А оригиналов подделанных работ — «Село біля річки» и «Дніпровські далі» Николая Глущенко — так и не отыскали. При этом нам пришлось очень долго доказывать, что подделки не наши и мы выдавали оригиналы. При помощи юристов нам удалось собрать целую папку документов, доказывающих нашу невиновность, и наконец по факту пропажи произведений искусства открыли уголовное дело. Надеемся, оба произведения найдутся и виновные будут наказаны.

— Какова приблизительная рыночная стоимость пропавших работ?
— Около 600 тыс. гривен. Вообще считаю: если Кабмин, администрация президента или другие госучреждения хотят украсить свои кабинеты, есть прекрасные современные художники, которые совсем недорого продадут им свои произведения.

— К вам наверняка приносят на экспертизу произведения искусства. Какие именно и как часто?
— Работы на экспертизу приносят достаточно часто. Украинские иконы, живопись: все, что соответствует нашему профилю. Если приносят что‑то «не наше», отсылаем в профильную институцию: в реставрационный центр, Исторический музей, в Музей русского и западного искусства. Надо сказать, экспертиза — вопрос довольно сложный. Так что если хотите получить действительно хорошую, обращайтесь к узкому специалисту. Вот я специалист по иконописи, и если возьмусь проводить экспертизу, скажем, зарубежного декоративно-прикладного искусства, напишу очень много интересного.

— Для проведения экспертизы лучше обращаться к частным экспертам или сотрудникам государственных институций?
— С одной стороны, сегмент частной экспертизы у нас только развивается, поэтому для профессиональной экспертизы я бы советовала обращаться в государственные органы — в музеи, реставрационный центр. Все‑таки мы несем ответственность за то, что делаем: и перед собственной «совестью джигита», и перед государством. С другой стороны, у нас много квалифицированных экспертов, но нет пристойного оборудования. В частных организациях есть хорошее оборудование, но большинство экспертов работают в музеях.

— Как часто на экспертизу приносят подделки?
— До кризиса подделок приносили больше: буквально каждую неделю приходили с чем‑нибудь весьма любопытным. Был прямо бум какой‑то. Сейчас подделки встречаются гораздо реже, хотя количество экспертиз не уменьшилось. В какой‑то мере это можно объяснить тем, что подделки — тоже бизнес. Который во время кризиса, очевидно, пострадал.

— Сейчас финансирование культуры сократилось до минимума. Как в этих условиях выживает НХМУ?
— Культура у нас финансировалась по остаточному принципу всегда: и во времена СССР, и в независимой Украине. Сейчас по вполне понятным причинам все стало еще сложнее. Впрочем, для нас, откровенно говоря, ситуация не изменилась. Нам выплачивают небольшие зарплаты, оплачивают коммунальные расходы: вот, собственно, и все. В остальном фандрайзинг лежит на нас, и, в общем, это не так уж плохо: развиваем новые программы, спонсорские пакеты.

— О фандрайзинге, пожалуйста, расскажите подробнее.
— Существует целая программа спонсорской поддержки музея: в прошлом году стартовал проект «Коло друзів». И я вам скажу, это действительно работает. Самый крупный членский взнос составляет 8 тыс. грн, самый маленький — 500 грн в год. Благодаря этим деньгам мы держимся на плаву, а в хранилищах музея наконец появились современные стеллажи. А это удовольствие не из дешевых: на их установку в 8‑м хранилище компания JTI дала 80 тыс. грн, друзья музея — еще 47 тыс. грн. Для хранения холстов купили маппер за 12 тыс. грн. Все эти приобретения важны, поскольку коллекции пополняются новыми экспонатами, а объем хранилищ остается прежним. Теперь можно компактно и удобно все разместить и при этом иметь свободный доступ к каждому произведению искусства, которые уже не свалены в кучу. И, конечно, нашей радости не было предела, когда за 30 тыс. грн мы приобрели мощный увлажнитель воздуха: ведь для картин важно поддерживать определенный микроклимат. Плюс во время февральских событий нам помогли закупить 30 порошковых огнетушителей.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама