Економіка

первые лица

«Прибыль должна оставаться 
в стране, где она была сформирована», - Александр Клименко, министр доходов и сборов

«Прибыль должна оставаться 
в стране,  где она была сформирована», - Александр Клименко, министр  доходов  и сборов
Фото: Иван Черничкин

— Почему правительство настаивает на введении контроля за трансфертным ценообразованием?
— Уклонение от налогов для украинского бизнеса — это уже не просто привычка. Это традиция, образ мышления. А махинации с ценами — самый популярный способ минимизации налоговых обязательств. Особенно у крупного бизнеса, который контролирует всю цепочку формирования цены на конечный продукт, продаваемый на внешних рынках. Схема предельно проста: занижение настоящей рентабельности операций при экспортных контрактах и вывод прибыли через посреднические структуры в офшорные и низконалоговые юрисдикции. Результат — минимизация уплаты налога на прибыль в бюджет Украины. К сожалению, нынешнее законодательство не может полноценно перекрыть эти схемы. Но от этой «традиции» нужно избавляться. Какие могут быть европейские перспективы у страны с такой бизнес-культурой? Пришло время принять волевое решение. Наша позиция принципиальна: прибыль должна оставаться в той стране, где она объективно была сформирована. И законопроект о трансфертном ценообразовании дает нам эффективные механизмы для достижения этой цели.

— Использовали ли вы при разработке законопроекта зарубежный опыт, в том числе и российский, где государство также недавно ввело контроль за трансфертными ценами?
— Мы опирались главным образом на рекомендации ОЭСР, а также на международные практики, которые считаем наиболее прогрессивными. Особое внимание обращали на страны Центральной и Восточной Европы, чьи условия подобны нашим. Нас консультировали наиболее авторитетные международные специалисты, имеющие значительный опыт в плане внедрения и реализации механизмов трансфертного ценообразования. Разработанные положения сопоставлялись и с аналогичными нормами налогового законодательства России и Казахстана.

— Как вы оцениваете опыт соседей?
— Я считаю, опыт соседей для нас является показательным. Мы не только учимся на их ошибках, но и видим, сколько времени потребовалось для реализации тех или иных норм закона.

— Миндоходов провело многочисленные консультации с бизнесом по поводу трансфертного ценообразования, но в результате по значительному числу вопросов отказалось идти на компромиссы. Что именно вас не устроило?
— Мы действительно активно консультировались с бизнесом, в выносимом на парламентское голосование документе учтены те конструктивные предложения бизнеса, которые не противоречат интересам государства. Но, объективно говоря, не все замечания к проекту закона были сбалансированными. Например, было предложение заставить контролирующий орган использовать тот же метод, что и плательщик. А если метод выбран некорректно? Кроме того, сроки проверки не могут быть чрезмерно короткими. Потребуется взаимодействие с налоговыми органами других стран, обмен данными. Поверьте, полгода — минимально возможный период для таких объемов аналитической работы. Есть страны, где такие проверки идут годами. К тому же аудиторы ведь не будут шесть месяцев безвылазно сидеть в офисе плательщика! Проверка будет проводиться дистанционно и не доставит неудобств налогоплательщику.По поводу штрафов. Я убежден, что санкции за нарушение закона должны быть чувствительными для бизнеса. Не для того, чтобы наказать. Но для того, чтобы подтолкнуть к мысли о переходе на прозрачные и цивилизованные способы ведения деятельности.

— Миндоходов согласно рассмотреть какие‑то предложения бизнеса по этому законопроекту?
— Повторюсь: мы не можем согласиться с поправками, которые нивелируют смысл новации. От нас, по сути, требуют сделать закон бесполезным! Как такое возможно? Но технические усовершенствования, которые не противоречат логике законопроекта и направлены на доработку механизма трансфертного ценообразования, министерство, безусловно, поддерживает. Мы готовы согласиться с тем, что к отчету о контролируемых операциях не будут подаваться первичные документы или их копии. Но они могут быть затребованы по запросу Министерства или в случае проведения проверки. Мы также не возражаем против предложения бизнеса применять обычные цены в качестве базы налогообложения по НДС только в отношении контролируемых операций, одновременно с новыми правилами расчета налога на прибыль. Мы готовы отказаться от применения обычных цен к неконтролируемым операциям. Сейчас предусмотрено более 20 случаев применения обычных цен к таким операциям. Мы готовы работать вместе с бизнесом и парламентариями над поиском разумной альтернативы, но не можем пойти на выхолащивание документа.

— Вы настаиваете на сохранении порога подконтрольных операций на уровне 50 млн грн., тогда как бизнес просит поднять его до 250 млн грн. Почему вы не пошли на промежуточный вариант — период адаптации с постепенным понижением порога?— Даже при объеме в 50 млн грн. в число контролируемых операций попадает небольшое их число. Повышение же этого порога может свести суть законопроекта на нет. Кроме того, это как раз тот компромисс с бизнесом, который был достигнут в ходе обсуждения законопроекта, ведь изначально министерство предлагало установить порог на уровне 10 млн грн.

— Миндоходов предлагает контролировать операции с резидентами государств с низкими ставками налогообложения. Понятно, цель этого — получить контроль над операциями с такими государствами, как Кипр. Но ведь по методике ОЭСР, это не офшоры — к ним относятся лишь острова в Тихом океане. Почему Миндоходов настаивает на этом, хоть это и идет вразрез с международной практикой?
— Мы исходим, в первую очередь, из специфики национальной экономики. Украинский бизнес чаще для своих схем пользуется услугами структур, зарегистрированных не в «классических» оффшорах, а именно в низконалоговых юрисдикциях, например, на Кипре и в швейцарском кантоне Цуг. Это — зоны риска. Мы настаиваем на том, что государство должно контролировать операции украинских предприятий с такими территориями. Предложенный механизм контроля успешно используется, например, в Польше, в Казахстане и с определенными ограничениями в России. По действующему законодательству Министерство вправе контролировать цены в сделках с любыми нерезидентами. Таким образом, регулирование не будет более жестким, но становится более детальным.

— Большое недовольство вызвала и норма о внедрении контроля над операциями между связанными лицами внутри страны. По мнению критиков, она излишняя, потому что входящие в одну группу предприятия и так платят налоги в тот же бюджет. Почему Миндоходов так жестко настаивает на введении такой нормы?
— Потому что схемы с участием связанных структур на внутреннем и внешнем рынке во многом идентичны. Мы стремимся найти универсальный механизм для борьбы с манипулированием убытками и налоговым кредитом связанных компаний. И не только мы. Изо всех стран Центральной и Восточной Европы только Эстония, Румыния и Словакия отказались от контроля внутреннего рынка. Все остальные страны считают нужным мониторить ценообразование внутри страны. Но при этом законопроект предполагает механизм пропорциональной корректировки. Если участнику контролируемой операции доначислен налог на прибыль или уменьшены расходы, то другой стороне может быть предоставлено право соответственно откорректировать свои налоговые обязательства в сторону уменьшения.

— Будет ли прописана в законодательстве возможность создания института консолидированных плательщиков?
— Это вопрос будущего. Его можно рассматривать как следующий шаг после внедрения контроля над трансфертным ценообразованием. Разработка полноценной системной концепции займет немало времени.

— В апреле профильный комитет Верховной Рады предложил отложить вступление в силу закона о трансфертном ценообразовании в случае его принятия до 1 января 2014 г. и ввести переходной период длительностью 3 года. Согласны ли вы с таким предложением?
— Министерство готово внедрять правила трансфертного ценообразования с той даты, которую поддержат депутаты. Если это будет 1 января 2014 года, то в первый раз бизнес будет подавать отчетность о трансфертных ценах к 1 мая 2015 г., а проверка этой отчетности начнется уже после мая 2015 г. У бизнеса будет почти два года, этого достаточно, чтобы подготовится. Давайте не забывать, что необходимость применять обычные цены для целей налогообложения, в принципе, существует уже около десяти лет, так что новые правила не должны стать полным сюрпризом для бизнеса. Хотя, они, безусловно, более детальны.

— Пункт 18 переходных положений получил массу неоднозначных трактовок среди экспертов — вплоть до того, что Кабмин введет на переходной период длительностью 5 лет индикативные цены по экспорту-импорту большинства товарных групп, от которых бизнес может отклоняться на 5 % в обе стороны. Какой смысл в этот пункт переходных положений вкладывало Министерство при разработке законопроекта? Зачем нужен такой длительный период?
— Мы максимально упростили правила там, где это возможно. Например, доступна информация о рыночных ценах на внешних рынках для зернотрейдеров, металлургов и химиков. Есть авторитетные международные структуры, признанные всеми участниками рынка. Соответственно, нет потребности в применении формул к вычислению рыночной цены, за нас эту работу уже делают независимые аналитики, обслуживающие эти рынки. До 1 января 2018 г. представители этих отраслей, осуществляя внешнеторговые сделки со связанными лицами, находящимися в зарубежных низконалоговых юрисдикциях, будут иметь право выбора. Используя информацию о рыночных ценах из источников, определенных государством, они смогут оставлять за рубежом маржу не более 5 %. Если кого‑то это не устраивает, он может применять правила, о которых мы говорили ранее: обосновывать рыночность применяемых цен, а также предоставлять информацию о дальнейшей реализации поставленных из Украины товаров. Думаю, к нам претензий быть не может. Мы дали выбор, дали разные пути.

— На какие объемы дополнительных отчислений в бюджет вы рассчитываете в результате принятия законопроекта?
— По оценкам экспертов, в течение трех лет после принятия законопроекта сумма дополнительных поступлений в бюджет может достигнуть 20 млрд грн. Часть этой суммы поступит в бюджет уже в этом году, если закон будет принят в ближайшее время.

— По вашим прогнозам, как принятие закона может повлиять на внешнюю торговлю Украины, на инвестиционную привлекательность страны?
— Давайте обратимся к опыту стран Центральной и Восточной Европы. Мы не увидим ни в одной из этих стран сокращения внешнеторгового оборота в результате введения аналогичных правил. Я уверен, не произойдет этого и в Украине. Наоборот, сближение украинского законодательства с законодательством наших торговых партнеров может только способствовать увеличению торгового оборота.Если говорить о прямых иностранных инвестициях в страну, то, несомненно, инвестиционный имидж Украины повысится. Потому что мы введем цивилизованные и понятные для иностранных инвесторов правила, по которым они работают в своих странах. Хочу особо отметить, что государство не вмешивается в ценообразование, в коммерческие отношения работающих в Украине предприятий. Они имеют право строить их так, как им выгодно. Правила трансфертного ценообразования влияют исключительно на налоговые обязательства бизнеса.

— Как вы оцениваете шансы на принятие Верховной Радой закона о трансфертном ценообразовании?
— Законопроект согласован с бизнесом, в том числе со всеми крупными финансово-промышленными группами. Мы получили поддержку профильного парламентского комитета. Отдельно хочу отметить конструктивную позицию главы комитета Виталия Хомутынника. Теперь уже депутаты должны отбросить свои политические амбиции и поставить на первое место национальные интересы. Доказать, что они действительно действуют в интересах страны, поддержав этот законопроект.
— Украинская экономика официально уже вошла в рецессию, а налоговая реформа ведет к снижению ставок некоторых налогов. Но за первый квартал, за который реальный ВВП сократился на 1,3 %, а промпроизводство — на 5 %, поступления Миндоходов в бюджет выросли на 8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не связано ли это с усилением фискального давления?
— Налоговые сборы действительно опережают экономические макропоказатели, потому что настоящий потенциал украинской экономики еще не раскрыт. Негативные макроэкономические тенденции компенсируются легализацией теневого сектора, бюджет выполняется стабильно. За первые четыре месяца 2013 г. платежи в консолидированный бюджет выросли на 6,6 % до 134,8 млрд грн. Только в апреле в общий фонд государственного бюджета собрано 23,4 млрд.грн, что на 2,5 %, или на 0,6 млрд грн больше, чем в том же месяце прошлого года. Мы стремимся вывести теневой сектор в легальный оборот, а реальный сектор стимулировать упрощением администрирования. Объединение налоговой и таможенной службы в Министерство доходов и сборов — важный шаг в этом направлении.

— В апреле учредительная коллегия Миндоходов приняла решение о создании Совета по вопросам стимулирования инвестиций и предпринимательской деятельности. Сформирован ли уже его состав? Кто в него вошел?
— Министерство стремится быть прогнозируемым и стабильным партнером для бизнеса. Этого можно достичь только путем постоянного прямого диалога при разработке и внедрении правил регулирования бизнес-деятельности, как это было при обсуждении законопроекта о трансфертном ценообразовании. Учитывая этот позитивный опыт, мы приняли решение о создании Инвестиционного совета, как постоянно действующей дискуссионной площадки. Его состав уже сформирован, в него вошли более 50 представителей украинского бизнеса — собственников и топ-менеджеров, а представители зарубежных инвесторов, общественных организаций, отраслевых объединений. Международные финансовые организации в нем также представлены. Совет будет работать как консультативно-совещательный орган. Мы возлагаем большие надежды на этот формат сотрудничества и ожидаем от участников совета, прежде всего, открытости и конструктивной позиции. Первым на обсуждение будет вынесен вопрос оценки эффективности предоставленных бизнесу налоговых льгот и целесообразности их замены на другие формы государственной поддержки для ряда отраслей. Мнение бизнеса будет обязательно учитываться при выработке дальнейшего плана действий министерства по этому вопросу.

— На какой стадии находится разработка законопроекта об обязательном всеобщем декларировании доходов?
— Сегодня мы разрабатываем свои предложения совместно с PwC. Мы детально изучаем международный опыт, чтобы перенять лучшие практики и избежать ошибок, выработать свой национальный вариант в соответствии с украинскими реалиями. После разработки и до внесения в парламент законопроект будет обязательно обсуждаться с экспертами, общественностью, народными депутатами. Думаю, что это произойдет уже осенью. Это важный закон, и здесь следует учесть и обсудить все аспекты, даже если это потребует времени. Мы также должны учитывать политический момент. Оппозиционные партии могут использовать эту инициативу как очередную «страшилку», хотя в идее всеобщего декларирования доходов намного больше позитивных моментов, чем об этом заявляют некоторые депутаты. Мы рассматриваем всеобщее декларирование прежде всего как необходимый элемент для формирования у украинских граждан высокого уровня налоговой культуры.

— Вы называете всеобщее декларирование мерой компенсации снижения ставок единого социального взноса. Почему?
— Всеобщее декларирование в случае его правильной реализации может стать эффективным методом борьбы с коррупцией и нелегальными доходами. Кроме того, оно является очень важным стимулом легализации не только зарплат, но и предпринимательской деятельности в целом. Уверен, это даст правительству необходимые компенсаторы, которые позволят избежать кассовых разрывов в наполнении Пенсионного фонда при снижении ставки единого социального взноса.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама