Главной новостью Каннского кинофестиваля, который с 14 по 25 мая прошел в 67‑й раз, стала не победа турецкой драмы «Зимняя спячка», а уход 85‑летнего Жиля Жакоба с поста президента. Впрочем, оба события не стали сюрпризом. «Золотую пальмовую ветвь» картине Нури Бильге Джейлана прочили еще до начала фестиваля. Турецкий режиссер неоднократно получал призы в Каннах, а с предыдущим фильмом «Однажды в Анатолии» подобрался к главному призу фестиваля вплотную, получив Гран-при — вторую по значимости награду. И хотя трехчасовая драма «Зимняя спячка» о вышедшем на пенсию актере, а ныне хозяине гостиницы в горах, его молодой супруге и безработной сестре — далеко не лучший фильм Джейлана, сила любви к турецкому, иранскому и кино других мусульманских стран в Каннах так велика, что без приза Джейлан вряд ли уехал бы. Тем более что даже не самый лучший фильм турецкого режиссера — это по‑прежнему будто позаимствованные у Тарковского (кстати, обладателя двух «Золотых пальмовых ветвей») неторопливые планы и отчетливые мотивы из русской классики. Критики шутили по поводу «Зимней спячки», что это «Сияние» Кинга, пересказанное Чеховым.
Новость об уходе Жиля Жакоба шуток не вызвала. Жакоб, который с 1978 года был исполнительным директором, а с 2001‑го — президентом Каннского фестиваля, о своем уходе сообщил еще в прошлом году. Все сразу заговорили о конце целой эпохи, ведь это именно Жакоб сделал Каннский кинофестиваль таким, каким он является сейчас. Он учредил приз «Золотая камера» за лучший дебют и программу «Синефондасьон», в рамках которой показывают короткометражки молодых режиссеров. «Нам нужны звезды, чтобы помогать маленьким странам», — сформулировал как‑то свой подход к кинофестивалю Жакоб, известный любовью к голливудским селебрити: в своем Twitter президент Каннского кинофестиваля то и дело вывешивает селфи с прогуливающимися по красным дорожкам знаменитостями. Иногда Жакоба за эту слабость критикуют, поскольку ради нее он периодически жертвует качеством. В этом году, к примеру, фильмом-открытием стала обруганная всеми «Принцесса Монако» с Николь Кидман в главной роли. А в параллельной программе показал свой режиссерский дебют один из главных молодых голливудских актеров Райан Гослинг — его драма в духе Линча «Затерянная река» стала чуть ли не главным провалом фестиваля.
Тем не менее сближение европейского артхауса с голливудским мейнстримом — одна из заложенных Жакобом тенденций. Первым ее симптомом стал триумф три года назад французской ленты «Артист»: вслед за «Золотой пальмовой ветвью» черно-белая стилизация под немой кинематограф 1920‑х получила и «Оскар». А в этом году призы в Каннах достались американцу Беннетту Миллеру за режиссуру криминального триллера «Охотник на лис» и Джулианне Мур за роль в сатире Дэвида Кроненберга «Звездная карта».
Неожиданными триумфаторами на нынешних Каннах стали и украинцы. Двухчасовую документальную ленту «Майдан» Сергея Лозницы о революционных событиях в Украине обсуждали даже те, кто ее не смотрел. А полнометражный дебют украинца Мирослава Слабошпицкого «Племя» о жизни интерната для глухих получил сразу три приза в параллельной программе «Неделя критиков». Примерно так же семь лет назад началась мода на румынское кино: сначала успех пришел к социальной драме «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу, теперь же без пары-тройки румынских лент не обходится ни один приличный кинофестиваль. Учитывая предыдущий каннский успех Лозницы — премию ФИПРЕССИ за драму «В тумане» в позапрошлом году, а также награды Слабошпицкого на других зарубежных фестивалях за нашумевшую короткометражку «Ядерные отходы», впору говорить о зарождающейся моде на украинское кино.