МВФ уверен, что жесткая экономия, уменьшение аппарата чиновников, увеличение тарифов, плавающий курс, а также понижение расходов на социальные нужды приведет к росту конкурентоспособности страны. Но, если бы это было так, то Украина с нашими мизерными зарплатами уже давно была бы на первом месте по конкурентоспособности в ЕС.
На данный момент Украина пребывает на переломе своей истории. Рубеж этого перелома, как ни парадоксально, не президентские выборы, и даже не сепаратизм на Востоке страны и отделение Крыма. Новая эпоха грядёт для украинской экономики. И символом этой эры станет сотрудничество с МВФ и выполнение взятых на себя, в рамках этого сотрудничества, обязательств.
Собственно говоря, деваться от МВФ Украине было некуда. Обещанный Кремлем в конце прошлого года кредит на 15 млрд долл. позволил бы продержаться украинской экономике до ожидаемых на тот момент президентских выборов в марте 2015 года. И не больше. Причем практически все полученные по кредиту средства, согласно оценке рейтингового агентства Fitch, должны были бы пойти на обслуживание Украиной внешних финансовых обязательств. Но российский кредит, по понятным причинам, отменяется. Да и цена на газ (268,5 долл. за тыс. кубов), прописанная в соглашении Януковича-Путина, конечно, на таком уровне не удержится.
Баланс на грани катастрофы признал и Арсений Яценюк, озвучив уже после достижения соглашения с МВФ такие откровения: «Если бы Украина не получила кредит МВФ, не знаю, какой бы был курс национальной валюты - 25, 35. Последние два месяца мы фактически зубами удерживали ситуацию по выплате зарплат, пенсий и валютный курс».
Но в целом Яценюк оптимистичен: «Это решения, от которых мало кто будет счастлив сегодня, но с 2016 года экономика Украины должна выйти на стабильный мощный рост». Разделяет его мнение и представитель МВФ в Украине Жером Ваше. МВФ прогнозирует рост для украинской экономики на следующий год на уровне 2%. Ваше, безусловно, понять можно. Он лицо персонально заинтересованное в том, чтобы взаимоотношения Украины и Фонда хотя бы внешне выглядели пристойно, а кредит МВФ воспринимался как спасительный круг. Но является ли подобный оптимизм объективно оправданным?
Первый транш кредита МВФ (3,2 млрд долл.) практически полностью (2 млрд) мог уйти в Россию в качестве погашения задолженности за газ. В свете последних событий Украина решила обратиться в международный суд для выяснения вопроса о компенсации за захват «Черноморнефтегаза». А до тех пор долги не отдавать. Однако это – паллиатив. Тот же МВФ недвусмысленно заявил, что полученные средства позволяют Украине погашать газовую задолженность. Да и, несмотря на все внешние арбитражи, у РФ остаются все возможности для того, чтобы перевести Украину на предоплату за газ.То есть, за каждую копейку «живых» денег из кредита МВФ Украине придется бороться.
Да и даже в том случае, если все 17 млрд будут направлены исключительно на внутренние потребности, их все равно не хватит на длительное время.
Понимают это и международные финансовые структуры. Так, Европейский банк реконструкции и развития ожидает сокращения украинской экономики в 2014 году на 7% вместо роста на 1,5%, прогнозируемого в октябре 2013 года. В то же время, аналитики банка не исключают ухудшения прогнозов в случае неопределенности в отношении дальнейшего развития событий. Оптимистического видения ситуации в 2016 году, как прогнозирует Яценюк, у ЕБРР, как можно понять, нет.
Международное рейтинговое агентство Moody’s и вовсе допускает 10% сокращение украинского ВВП уже в этом году.
То есть все транши кредита МВФ будут направлены на поддержание падающей украинской экономики и хотя бы относительное удержание валютного курса. О социальной сфере речь не идёт вообще. Украина взяла на себя обязательства значительного повышения коммунальных тарифов и отмены повышения пенсий и многих соцвыплат. Зарплаты бюджетникам, кстати, тоже никто повышать не будет. А у госслужащих и вовсе отберут все надбивки.
Вырисовывается довольно мрачная картина. Зарабатывать основная масса населения станет меньше, тратить – на оплату счетов ЖКХ и растущие в цене продукты – больше. Падение гривны уже привело к росту цен на импортные товары и эта тенденция продолжится. Соответственно, поскольку сократятся доходы, упадет покупательная способность граждан. И внутренних стимулов для развития экономики не останется вовсе.
Да, и не забываем, что кредит рано или поздно придется отдавать.