Кабинет министров определился с форматом и полномочиями Службы финансовых расследований (СФР), создание которой было анонсировано ранее. Работа ведомства будет контролироваться и координироваться правительством. Раз в год СФР будет подавать в парламент отчет о своей деятельности. Право назначать и увольнять ее главу (срок полномочий — шесть лет), равно как и трех его заместителей, предлагается закрепить за Кабмином по представлению премьер-министра. Это предполагает проект закона «Об основах противодействия и борьбы с экономическими правонарушениями и осуществлении финансового контроля», копией которого располагает «Капитал». «Проект закона был рассмотрен на заседании правительственного комитета социально-экономического развития и по вопросам международного сотрудничества, которое состоялось 23 мая. Впереди его ждет этап публичного обсуждения», — отметил «Капиталу» источник в аппарате Кабмина. Наиболее вероятным руководителем новой госслужбы собеседник издания назвал нынешнего заместителя министра доходов и сборов Владимира Хоменко.
Перетасовка полномочий
Согласно законопроекту, существующая сегодня Государственная финансовая инспекция передаст все свои полномочия новой структуре. Более того, к СФР перейдут некоторые функции Министерства внутренних дел, ликвидированного Министерства доходов и сборов, а также Службы безопасности Украины. В частности, СФР будет создана на базе подразделений налоговой милиции (до сих пор были в структуре Миндоходов), Главного управления по борьбе с оргпреступностью и департамента госслужбы борьбы с экономической преступностью МВД, а также Главного управления контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ.
Cреди полномочий службы — оперативно-розыскная деятельность и досудебное расследование, отдельные функции таможенного и налогового контроля, розыск лиц в рамках своей компетенции. Кроме того, госорган будет собирать всю информацию в сфере экономической безопасности и заниматься ликвидацией схем по отмыванию доходов, полученных незаконным путем. СФР получит право выдавать нормативно-правовые акты, разъяснения по вопросам экономической безопасности и участвовать в разработке проектов международных договоров Украины в сфере госфинконтроля.
Аргумент Кабмина в пользу создания единого органа в сфере экономической безопасности следующий: распределение функций по профилактике и расследованию экономических преступлений на сегодняшний день неэффективно в борьбе с такими нарушениями. Об этом говорится в сопроводительных документах к законопроекту. Концентрация этих функций в единой структуре призвана решить проблему дублирования полномочий различных правоохранительных органов в этой сфере.
Страх перед монстром
По мнению руководителя секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрея Забловского, скорость принятия законопроекта об СФР будет зависеть от того, как эту идею воспримет бизнес, не вызовет ли она волну протестов. «Сейчас правительство разработало проект закона, в котором прописало структуру и полномочия нового ведомства. Бизнес готовит свою позицию. Важно понять, не несет ли эта идея коррупционных рисков, не постигнет ли ее судьба инициативы о создании финансовой полиции», — прокомментировал он.
Напомним, идея создать в структуре МВД единый орган по борьбе с экономическими преступлениями по аналогичной схеме возникла еще при правительстве Николая Азарова. Но она не нашла поддержки ни в Кабмине, ни в бизнес-среде.
По мнению опрошенных «Капиталом» экспертов, в создании СФР больше заинтересовано государство, нежели бизнес. «Для государства это выгодно — все функции по борьбе с экономическими преступлениями будут сосредоточены в одном органе. Однако и тогда, и сейчас для бизнеса эта идея сводится к созданию некоего монстра, который получит очень широкие полномочия и де-юре будет подчиняться Кабмину, а де-факто это будет самостоятельный орган и на него никто не сможет повлиять», — отметила в комментарии «Капиталу» председатель комиссии Украинского союза промышленников и предпринимателей по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз.
Более того, создание СФР никоим образом не сулит решения проблем предпринимателей. До сих пор, по словам Дроговоз, налоговая милиция в своей деятельности преимущественно руководствовалась законом «О милиции», чем Налоговым кодексом, что для налогоплательщиков всегда было проблемой. Общие правила защиты и отстаивания своих прав, которые бизнес применял в отношении налоговых инспекторов, на налоговой милиции не работали. И создание СФР эту проблему не решает, уверена эксперт, поскольку законодательство остается прежним, просто полномочия передаются от одного ведомства к другому. Кроме того, остается множество нерешенных вопросов. Например, на каком этапе при проверке государственной налоговой и таможенной службы будет подключаться СФР, каким образом налогоплательщик сможет защитить свои права при взаимодействии с сотрудниками службы.