Машины на электротяге пробивали дорогу к сердцам автолюбителей начиная с XIX столетия, но смогли подняться на автомобильный Олимп только в XXI веке, воспользовавшись модой на экологичность. В авангарде этого движения — компания Tesla Motors с революционным электрокаром Model S.
Идеей экологичного автомобиля, заправка которого обходилась бы в символическую копейку, в 2003 г. заинтересовались основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж. Но больше всего денежных вливаний ($ 7,5 млн) поступило от нынешнего президента и шеф-дизайнера компании Элона Маска, амбициозного инженера и предпринимателя, чьи проекты не раз совершали переворот в самых разных областях — от платежных систем до машиностроения. Именно поэтому и проекту Tesla с самого начала прочили триумф.
Первенец молодой компании, Tesla Roadster, имел ошеломительный успех — за четыре года после старта продаж в 2008 г. были распроданы все 2500 экземпляров модели. Затем появилась идея создания элегантного и подходящего для деловых людей пятиместного седана на электротяге — Tesla Model S. Предзаказ на него в 2009 г. составил 1000 авто. Модели компании кардинально изменили представление о том, как устроен автомобиль, ведь у электрокара не было привычного двигателя внутреннего сгорания и связанных с ним проблем (выхлоп, шум и дорогостоящее обслуживание).
Задолго до выхода на рынок Tesla Model S стал культовым автомобилем. Практичность и экономичность модели в первую очередь оценят деловые люди — именно для них и предназначена Tesla Model S. «Капитал» протестировал электрокар, чтобы понять секрет очарования этой модели.
Оптимальная начинка
С первого взгляда видно, что над дизайном Model S трудились как над желанным детищем — с любовью и усердием. Каждая линия кузова седана, переливающегося белым перламутром, идеально прорисована, опциональная сплошная панорамная крыша открывает пассажирам переднего и заднего ряда непривычный вид из салона на небо, а передняя и задняя оптика в меру строгая и в то же время — стильная и функциональная. Это настоящий бизнес-класс, с кузовом длиной почти 5 м, пятью полноценными местами для сидения и неплохим, как для езды по городу, дорожным просветом в 155 мм.
Посадка и высадка из авто — оптимальная благодаря большим дверным проемам и широко распахивающимся дверям. О том, насколько продумана в Tesla Model S каждая мелочь, говорят даже ее дверные ручки, которые спрятаны в корпусах дверей — когда автомобиль закрыт, а как только нажимаешь на клавишу центрального замка на брелоке или прикасаешься к ним — выдвигаются (в ночное время ручки подсвечиваются светодиодами). Начинаешь движение — и ручки автоматически прячутся в корпуса дверей.
С первого взгляда трудно догадаться, где скрывается гнездо зарядного устройства. Оно расположено в корпусе левого заднего фонаря и открывается нажатием специальной кнопки в салоне или при поднесении к нему коннектора зарядного устройства.
Европейская модификация модели, которую тестировал «Капитал», ничем не отличается от американской версии в плане дизайна. Только зарядное устройство имеет не три «дырочки», как заокеанская, а шесть. Дно у автомобиля — плоское, именно тут расположены 16 блоков из 7 000 литий-ионных батарей, питающих энергией «сердце» электромобиля. Их емкость — 60 кВт. Этот блок снизу надежно прикрыт титановой плитой и алюминиевым щитом, так что повреждения корпуса батарей можно не опасаться.
Салон у Tesla Model S спроектирован в лучших традициях деловых кабинетов: минимум кичливости, максимум комфорта и практичности. Уютные кресла авто отделаны высококачественной износостойкой кожей приятного для глаза светло-коричневого цвета. Таким же материалом, но темного оттенка обиты и другие детали интерьера — они гармонично сочетаются с деревянными, покрытыми рояльным лаком вставками на центральной консоли.
Усевшись за крупный, но не перекрывающий электронную приборную панель руль, можно сразу обратить внимание на расположенный справа рычаг переключения передач — он такой же, как у Mercedes-Benz GLK-Class. Рычаги управления (в том числе и переключатель указателей поворота и стеклоподъемники) американцы позаимствовали у немцев.
Самый заметный во всем автомобиле девайс — 17‑дюймовый сенсорный экран бортового компьютера. Именно он является одной из тех деталей электрокара, которые переворачивают сознание автомобилиста. Сюда выводится вся сервисная и мультимедийная информация, заключенная в «мозгах» машины. Настройки руля, подвески, интенсивность работы климат-контроля осуществляются простым движением пальцев. Во время остановки на светофоре можно проверить почту, отписаться в Facebook, почитать новости, узнать, где находится ближайшая СТО с розеткой в 380 В. Автомобиль запоминает все места, где осуществлялась его подзарядка, и сохраняет эти данные в виде меток на карте.
Экран можно разделить на две половины: в верхнюю вывести карту навигационной системы, в нижнюю — закладки интернет-браузера или изображение с камеры заднего вида. Она, кстати, вполне способна заменить внешние боковые и заднее салонное зеркала заднего вида. Обзор с нее настолько хорош, что исключает само понятие о мертвых зонах. Сюда же выводится детальная информация об уровне зарядки батарей, запасе хода. Эти данные также показаны на экране приборной панели. Еще одна фишка Tesla — изображение на экране бортового компьютера точной электронной копии Model S, от цвета кузова до дизайна колесных дисков. Это позволяет увидеть, горят ли фары ближнего света или включены только габариты.
«Зеленые» мили
При езде автомобиль четко слушается руля, уверенно, с едва заметными кренами входит в крутые повороты — все благодаря низкому центру тяжести и практически идеальной развесовке по осям в пропорции 50 / 50. Многорычажная задняя подвеска машины без проблем глотает неровности отечественного дорожного полотна, не беспокоя пассажиров излишней тряской. Еще пара привычек, о которых в Tesla можно забыть, — прислушиваться к шуму мотора и нервно следить за тем, насколько быстро включится та или иная передача. Здесь 225‑киловаттный (мощность — 302 л. с.) трехфазный асинхронный двигатель издает едва слышный визг лишь при разгоне, а работа одноступенчатого редуктора, выполняющего роль коробки передач, настолько плавна, что о рывках и толчках забываешь как о страшном сне.
Понятия о низких, средних и высоких оборотах тут фактически не существует — максимальный крутящий момент в 430 Н·м электродвигатель, расположенный на задней оси, развивает с 0 и до 5000 об / мин, работает плавно и слаженно во всем этом диапазоне. Разгон с места в карьер достигается за 5,9 с, а максимальная скорость нашей тестовой Model S — 190 км / ч. Полной зарядки батареи хватает, чтобы проехать 370 км при скорости 90 км / ч, если ехать быстрее — 335 км. Ежедневно аккумуляторы машины рекомендуют заряжать на 80 %, а если предстоит длинная дорога — то на все 100 %. Сделать это можно в любом месте, где есть розетки на 380 В. Одного часа зарядки хватит на час-два езды, в зависимости от скорости и манеры вождения. По подсчетам «Капитала», 100 км пути на Tesla обходится в 8 грн, а полная зарядка батарей — в 25 грн. Зарядка от домашней 220‑вольтовой розетки займет 20 часов.
Tesla Model S в Украине может ждать хорошее будущее. У модели нет конкурентов в премиум-сегменте, так что целевая аудитория вскоре может сменить свои Porsche Panamera и Mercedes-Benz E-Class на эту модель. Компания также собирается предложить и бюджетную версию — Model E, стоимость которой предположительно составит €30‑40 тыс. А в начале 2015 г. начнутся продажи кроссовера Tesla Model X — для тех, кто любит этот сегмент.
Стоимость базовой европейской версии электромобиля Model S 60 в Украине составляет €80 тыс., а тестовой — €119 тыс. На автомобиль дают 8‑летнюю гарантию (или 200 тыс. км пробега).
Если села батарейка
Один из способов популяризации Tesla Model S — создание специальных зарядных станций Supercharger, где можно зарядить батареи на 50 % за 20 минут абсолютно бесплатно. Сеть Supercharger развита в США и Западной Европе. К 2015 г. станции появятся и на востоке — в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, а в перспективе — и в Украине.