Правительство наконец-то представило проект концепции реформирования налоговой системы. На текущей неделе документ, копия которого есть в распоряжении «Капитала», был разослан на согласование в профильные бизнес-ассоциации. По информации издания, у бизнеса есть всего несколько дней, чтобы подготовить свои предложения к документу. После этого он будет вынесен на рассмотрение Кабинета министров. Предполагается, что собственно на основе этой концепции будет разработана новая редакция Налогового кодекса (НК). Вопреки поручению премьер-министра Арсения Яценюка разработать новую версию НК «незамедлительно» из концепции следует, что процесс займет как минимум два года. То есть реформирование налоговой системы будет проходить на протяжении 2014-2015 гг., говорится в документе. В целом новый НК должен быть принят до 2016 года.
Концепция реформы нацелена на решение проблем в сфере налогообложения по четырем направлениям. Во-первых, планируется наладить между налогоплательщиками и налоговыми органами партнерские отношения и предусмотреть в НК ответственность за неправомерные действия фискалов.
Также новая версия НК должна сократить перечень обязательных проверок и обеспечить за плательщиком право выбирать способ проведения проверки. По информации Федерации работодателей Украины, если в 2012 г. количество плановых и внеплановых роверок составило 2,068 млн, то в 2013-м оно сократилось до 1,487 млн. В прошлом году в первой пятерке наиболее активных государственных ревизоров оказались служба чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемилогическая служба, ветеринарная и фитосанитарная служба, Пенсионный фонд, а также служба горного надзора и промышленной безопасности Украины.
Во-вторых, предполагается продолжение курса на сближение бухгалтерского и налогового учетов, в том числе за счет использования единого метода учета при расчете доходов и расходов, налогового кредита и налоговых обязательств.
В-третьих, Кабмин планирует довести до конца идею сокращения количества налогов и сборов. В этом Украина будет ориентироваться на страны, где количество налогов и сборов не превышает 10, например Германию и Голландию (по 9 налогов) или Китай и Францию (по 7 налогов), или же Норвегию со Швецией, в которых существует по 4 налога. При этом Кабмин не отказывается от расширения базы налогообложения, что необходимо для компенсации недопоступлений, связанных с ликвидацией налогов, и сокращения налоговых льгот.
И, наконец, в-четвертых, концепция нацелена на создание стимулов для органов местного самоуправления за счет перераспределения поступлений от налогов и сборов с бòльшим смещением финансовых потоков в регионы.
В процессе подготовки концепции участники рабочей группы при МЭРТ также обсуждали конкретные варианты реформирования отдельных налогов. В частности, министерство предложило снизить единый социальный взнос до 18%. По информации «Капитала», на уровне рабочей группы эта идея вызвала одобрение. «Идея снижения ставок ЕСВ не нова — она обсжудается уже несколько лет и постоянно упирается в поиск компенсаторов. Учитывая дефицит Пенсионного фонда реализовать ее в краткосрочной перспективе будет довольно проблематично», — отмечает руководитель секретариата Совета предпинимателей при Кабмине Андрей Забловский.
Налог на прибыль может быть снижен с нынешних 16% до 10% с одновременным введением налога на основной капитал в размере 1% от объекта налогообложения (первичной стоимости основных средств). По мнению партнера PwC Украина Вячеслава Власова, ставка на прибыль 16% не является проблемой для Украины — она далеко не самая высокая в Европе. «Я бы на месте разработчиков налоговой реформы думал не о ставке налога, а о механизме его администрирования. Сейчас бизнес ведет четыре вида учетов налога на прибыль — по западным стандартам, по украинским, управленческий учет и бухгалтерский учет. Нужно реформировать налог на прибыль таким образом, чтобы максимально упростить составление налоговой декларации», — расставляет акценты эксперт.
«Я не вижу в реформировании налога на прибыль по заявленной схеме экономического смысла. Наличие налога на капитал не будет стимулировать компании официально увеличивать свой уставной капитал», — считает партнер налогово-юридического департамента Deloitte Андрей Серветник. По его мнению, вместо введения этого налога нужно полностью внедрить правила «тонкой капитализации», для того чтобы стимулировать предпринимателей не «накачивать» компании заемными средствами, а вносить их в капитал. «Появление такого налога будет поощрять бизнес и дальше работать с уставным капиталом в несколько тысяч гривен, оперируя при этом миллиардами», — прогнозирует эксперт.
НДС также претерпит изменения. На уровне рабочей группы обсуждается идея введения его дифференциальной ставки по следующей схеме: 7% при расчетах между плательщиками налога и до 17% на операции между неплательщиками. Согласно расчетам экспертов гражданской инициативы «Реанимационный Пакет Реформ», это позволит увеличить поступления от налога вбюджет на треть — со 128 до 150 млрд грн, а то и 180 млрд грн, с учетом возмещенного НДС. Оборотные средства производителей увеличатся при этом на сумму до 100 млрд грн, а розничные цены снизятся на 2,5%.
По мнению опрошенных «Капиталом» экспертов, преимущества от внедрения дифференциальной ставки НДС не очевидны. Вячеслав Власов считает, что подобные изменения внедрять не стоит. «Дифференциация ставок НДС не соответствует европейской директиве. Более того, в ней говорится, что базовая ставка НДС должна быть не менее 15%», — отмечает эксперт. Если это предложение будет принято, прогнозирует он, то через три-пять лет нам снова придется менять налоговое законодательство, но уже в соответствии с евростандартами.