Економіка

бюджет

Депутаты хотят внести 129 поправок в бюджетную декларацию

Депутаты хотят внести 129 поправок в бюджетную декларацию
Быстро принять поправки может помешать отсутствие депутатов на заседаниях
Фото: Иван Черничкин

Подготовка поправок в основные направления бюджетной политики на следующий год, как обычно, затягивается. По информации «Капитала», на унифицированную таблицу изменений в проект постановления Кабмина об основных направлениях бюджетной политики на 2015 г. депутаты вышли только в конце прошлой недели («Капитал» располагает копией документа).

В среду, 4 июня, планируется провести заседание парламентского комитета по вопросам бюджета, где будет рассмотрен проект постановления, а также предложенные к нему со стороны депутатского корпуса 129 изменений. Вопреки требованиям регламента Верховной Рады принять бюджетную декларацию до 1 апреля, Кабмин утвердил ее с опозданием в несколько недель. Следовательно, депутаты также не уложились с подачей поправок в предусмотренный законом срок — до 15 апреля.

Чисто конкретные поправки

Львиная доля депутатских предложений сводится к конкретизации уже заложенных в документе направлений, отмечает первый замглавы парламентского комитета по вопросам бюджета Оксана Калетник (внефракционная). По ее мнению, такая ситуация свидетельствует о том, что многие не до конца понимают философию бюджетной резолюции парламента.

Так, депутаты оставили без изменений основные макропоказатели на следующий год: ВВП — 1,7 %, инфляция потребительских цен — 5,4 %, инфляция цен производителей — 7,3 %, уровень безработицы — 7,8 %. В то же время правительство предлагает учесть прогноз макропоказателей номинального и реального ВВП по методикам 1993 и 2008 гг. По словам Калетник, эти методики предполагают принципиально разные подходы к учету одних и тех же экономических процессов. «Необходимо остановиться на какой‑то одной из них, потому что двойной расчет только вносит непонимание, какой экономический сценарий нам предстоит», — утверждает депутат. Кроме того, резолюцию необходимо дополнить пунктом о курсе валют в соответствии с программными сценариями сотрудничества с МВФ, то есть на конец 2015 г. — 11,5 UAH / USD при среднегодовом показателе 11,0 UAH / USD, добавила Калетник.

Объем госдолга предполагается удержать на «экономически безопасном уровне» — не более 55 % ВВП. Судя из таблицы поправок, у депутатов свои соображения. Например, Олег Канивец (внефракционный) предлагает в 2015 г. сократить предельный уровень госдолга до 31 % ВВП. Согласно данным Минфина, по итогам I квартала 2014 г. объем долговых обязательств Украины составил 721,8 млрд грн. Уже сейчас это порядка 48 % от предусмотренного последним консенсус-прогнозом Минэкономразвития размера номинального ВВП на текущий год в объеме 1513 млрд грн.

Ранее руководитель аналитического департамента SP Advisors Виталий Ваврищук обращал внимание на то, что с учетом взятого Кабмином курса на увеличение долговых обязательств в следующем году мы переступим не только заложенную в резолюции черту в 55 % ВВП, но и критический порог в 60 % ВВП. В свою очередь депутат Виктор Жеребнюк (группа «Суверенная европейская Украина») настаивает: доля внешних обязательств в привлеченных под госгарантии кредитах не должна превышать 50 %.

Курс на социальное выравнивание

Большая группа депутатских поправок касается социальной тематики. В частности, предлагается индексировать минимальную зарплату как минимум на рост инфляции, а также провести корректировку единой тарифной сетки в части приравнивания размера должностного оклада первого тарифного разряда с минимальной заработной платой. Сейчас между ними существует разрыв, что приводит к диспропорциям в подходах начисления заработных плат работникам первого тарифного разряда и работникам других разрядов.

После принятия основных направлений бюджетной политики у правительства будет три неполных месяца, чтобы подготовить бюджет-2015

Такое выравнивание, по словам Калетник, обойдется госбюджету приблизительно в 7 млрд грн. Помимо прочего, Оксана Калетник и Валерий Сушкевич («Батьківщина») настаивают на пересмотре потребительской корзины, а Ирина Спирина (КПУ) — на ежеквартальном повышении прожиточного минимума в следующем году. Напомним, во время мартовского секвестра госбюджета Кабмин решил заморозить рост социальных выплат в текущем году.

Региональный аспект

Отдельный блок поправок связан с региональной политикой. В процессе подготовки к рассмотрению в парламенте проекта бюджетной декларации предлагается дополнить пунктами о недопущении блокирования органами Государственной казначейской службы платежей местных бюджетов как по защищенным, так и по незащищенным статьям расходов и зачислении подоходного налога в доходы соответствующих местных бюджетов по фактическому местонахождению структурных и обособленных подразделений юрлиц.

До последнего времени Госказначейство не признавало вины за блокирование средств. «Принять такую поправку сейчас — фактически признать, что деньги блокируются. Однако даже в случае принятия поправки вопрос не будет решен, так как практического механизма решения проблемы она не предусматривает», — отмечает эксперт по вопросам местных бюджетов Ассоциации городов Украины Александр Слобожан. Что касается налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то сегодня из‑за несовершенства налогового законодательства бюджеты небольших населенных пунктов недополучают средства от этого налога, которые перетекают в более крупные населенные пункты.

«Эта поправка позволит равномерно распределить НДФЛ по территории страны. В то же время есть риски в проведении первого этапа админреформы: усиление в финансовом плане небольших населенных пунктов может оказаться препятствием при укрупнении территорий, так как они не захотят объединяться с более крупными и финансово сильными населенным пунктами», — подчеркивает эксперт.

Бюджетный кодекс предполагает обязательное указание в бюджетной декларации доли местных бюджетов в консолидированном бюджете. В представленном правительством варианте этого показателя нет. «В том числе потому, что сейчас готовятся поправки в бюджетное законодательство о децентрализации и перераспределении доходов государственного и местных бюджетов», — объясняет Калетник. Тем не менее этот индикатор должен быть, так как его наличие, по ее мнению, будет свидетельствовать, что Кабмин действительно подготовит бюджет-2015 с учетом реформы межбюджетных отношений. Канивец предлагает прописать это индикатор в размере 55 %. «Это обоснованная цифра.

Таким и должно быть перераспределение, так как количество услуг, оказываемых через местные бюджеты, несоизмеримо больше, чем через центральный», — утверждает Слобожан. По его словам, с учетом трансфертов в 2013 г. эта доля составляла 43 %, а в 2014 г. после проведенного секвестра она увеличилась до 45 %.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама