Дистрибьюторы кинопроката к новому году перестанут поставлять в кинотеатры пленочные копии новых фильмов. Об этом «Капиталу» рассказала директор кинотеатра «Жовтень» Людмила Горделадзе.
Переход на новые носители идет полным ходом: дистрибьюторы уже не печатают пленочные копии, а делают фильмы только в цифровом формате, добавила директор по планированию репертуара «Линии кино» Виктория Добровольская.
Как сообщил «Капиталу» директор дистрибьюторской компании «Аврора» Роман Мартыненко, поставлять пленочные копии фильмов экономически невыгодно.
«С тех пор как Kodak стал монополистом на рынке производства кинопленки (его главный конкурент — компа-
ния Fujifilm в сентябре 2012 г. заявила о прекращении выпуска кинопленки из-за убыточности этого бизнеса. — «Капитал»), она практически каждый месяц повышает ее стоимость.
Соответственно, для нас растет и стоимость печати», — рассказал он. Так, по словам Мартыненко, создание одной фильмокопии на пленке стоит $ 2 тыс. Кроме этого, для печати пленки нужна дополнительная лицензия — около € 3 тыс., а копия на цифровом носителе обходится дистрибьютору в среднем в $ 400-500.
«Цифра» позволяет отслеживать показы
По словам главного редактора издания Content Report Артема Вакалюка, еще одним катализатором перехода кинопрокатчиков к «цифре» является востребованность среди киноманов фильмов в формате 3D, которые невозможно воспроизвести в «пленке». Эксперт Content Report Александр Захлюпаный добавляет, что голливудские студии-мейджоры защищают «оцифровкой» свои авторские права. Во-первых, «цифра» дает гарантию защиты от пиратства. Во-вторых, легче произвести подсчет прокатов в кинотеатрах, отметил Захлюпаный. «При запуске фильмов на цифровом проекторе правообладателю передаются данные о том, что фильм запущен. При использовании кинопленки это сделать невозможно — ее можно крутить сколько хочешь», — рассказал медиаэксперт.
«Пленка» под заказ
Роман Мартыненко рассказал, что его компания пока еще предоставляет «пленку» в соотношении к «цифре» 50 / 50, но ее доля стремительно падает. Зачастую дистрибьюторы не готовы выдавать пленочные копии фильмов кинотеатрам, которые не могут гарантировать получение заранее оговоренных объемов кассовых сборов с каждого фильма, отметил директор «Мультиплекс-холдинга» (в управлении которого около 60 кинозалов в Украине) Антон Пугач. Виктория Добровольская добавляет, что такие гарантии не могут предоставить, в первую очередь, небольшие кинотеатры: «Это могут сделать популярные кинотеатры, а остальные просто не заработают нужной суммы». По ее словам, чтобы «отбить» пленочный фильм, кинотеатру нужно собрать около 100 тыс. грн, что для небольших залов непросто.
Маленькие кинотеатры обречены
Перевод на «цифру» кинотеатра, оснащенного традиционными пленочными проекторами, обойдется в $ 100 тыс., рассказывает Вакалюк. Однако, как отметила Горделадзе, таких денег у маленьких кинотеатров нет. По ее словам, отказ от кинопленки приведет к закрытию половины украинских кинотеатров. По данным исследовательской компании «КиноСвит», на конец 2012 г. в Украине насчитывалось более 400 кинотеатров. Антон Пугач отмечает, что в «Мультиплекс-холдинге» цифровым оборудованием оснащена половина кинозалов и в ближайшее время должны быть переоборудованы остальные. В «Линии кино» «оцифрованы» 6 из 12 кинозалов, компания также намерена последовательно заменить все пленочное оборудование на цифровое, хотя это довольно затратно, говорит Добровольская. По мнению Вакалюка, закроются небольшие украинские кинотеатры, имеющие в своем распоряжении всего один-два кинозала: они не могут себе позволить заплатить за их переоборудование. В отчете «КиноСвита» сказано, что доля «однозальников» и так постоянно уменьшается: в 2010 г. на них приходилось 30 % рынка, в 2011 г. — 28 %, а в 2012 —25 %. «Если в кинотеатр не ходят зрители, пусть даже он возьмет кредит на «оцифровку» зала, ему будет нечем за него платить», — добавила Добровольская. Выход для таких кинотеатров остается один — показывать то, что есть, отметила она.
Место «умерших» займут форварды
Горделадзе считает, что помочь небольшим кинотеатрам должны государство и дистрибьюторы, как это было сделано в некоторых странах. «Например, в европейских странах дотации на «цифровой переход» государство давало даже частным кинотеатрам. В США эту проблему решили сами дистрибьюторы путем отчислений денег из «прокатанных» фильмов», — рассказала она. В то же время Вакалюк уверен, что украинские правообладатели вряд ли изберут эту тактику. «В Украине есть многозальники, успешно развивающиеся и работающие в цифровом формате, которые и займут место «умерших», — добавил он. По данным «КиноСвита», лидерами являются сеть «Мультиплекс-Холдинг» (11 кинотеатров, 60 залов), «Одесса Кино» (7 объектов, 16 залов) и «Баттерфляй» (5 кинотеатров, 11 залов).