На фоне сокращения внутренних регулярных авиаперевозок компания «ЮТэйр-Украина» увеличила количество перевезенных внутри страны пассажиров в восемь раз, сказано в отчете Государственной авиационной службы. За полгода 2013 г. «ЮТэйр-Украина» перевезла 250 тыс. пассажиров, тогда как за аналогичный период прошлого года — чуть больше 30 тыс., уточнил руководитель отдела маркетинга авиакомпании Владимир Катерный.
В целом за январь-июнь текущего года всеми авиакомпаниями на внутренних пассажирских рейсах было перевезено 495,3 тыс. пассажиров, что на 8,4 % меньше, чем за аналогичный период 2012 г. По данным Госавиаслужбы, на долю компаний «ЮТэйр-Украина» и «Международные авиалинии Украины» пришлось около 80 % регулярных внутренних пассажирских перевозок. Таким образом «ЮТэйр-Украина» вышла в лидеры по внутренним пассажирским перевозкам.
Среднемагистральные рейсы получить сложно
Активное развитие перевозок по Украине компания начала только в июне прошлого года. Официальный комментарий в «ЮТэйр-Украина» предоставить не смогли, но по словам менеджера авиакомпании, пожелавшего остаться не названным, развитие внутренних рейсов было вынужденным шагом. «В прошлом году мы подавали заявки на среднемагистральные рейсы, но нам не дали разрешения», — сказал собеседник «Капитала». Крупным перевозчиком по среднемагистральным рейсам тогда была группа авиакомпаний «АероСвіт», «Донбассаэро»и «Днеправиа».
После того как в январе группа прекратила работу, а перед этим в суды были поданы иски о банкротстве «АероСвіту» и «Донбассаэро», их внутренние рейсы начала осваивать «ЮТэйр-Украина». Авиакомпания сделала попытку освоить среднемагистральные направления и подала заявки на получение права осуществлять рейсы по девяти маршрутам, которые пользуются высоким и стабильным спросом: на Баку, Тель-Авив, Прагу и др. «Заявки не были удовлетворены», — заключает собеседник издания.
Позже авиакомпания получила разрешения на перевозки в Софию, Лиссабон и Барселону. «Я не думаю, что их не пускают. Похоже, они просто проиграли в конкурсе по распределению назначений, которые проводило Министерство инфраструктуры совместно с Госавиаслужбой. У нас очень многие перевозчики грешат тем, что обвиняют кого-то, вместо того чтобы решать свои внутренние проблемы», — считает эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк. Официальный комментарий Госавиаслужбы получить не удалось.
С прицелом на международные направления
Резерва для дальнейшего расширения внутриукраинских полетов у «ЮТэйр-Украина» практически не осталось, считает Слободянюк. «Работающие авиакомпании уже покрыли перевозки между основными региональными городами и Киевом. Самый большой пассажиропоток на линиях Симферополь — Киев, Донецк — Киев и Харьков — Киев. Большего же спроса на рейсы между городами-миллионниками нет, чтобы покрывать этот сегмент рынка», — поясняет он. А добавлять новые частоты на имеющихся направлениях не имеет смысла — конкуренцию авиаперевозкам в туристических направлениях составляет «Укрзалізниця».
Единственным направлением, на которое компания готова выйти, является рейс Киев — Днепропетровск. Однако, по словам собеседника издания из «ЮТэйр-Украина», аэропорт в ответ на просьбы авиакомпании выделить ей слоты предлагает вылеты в 3:00 или 4:00 утра, что ей не подходит.
Источник в «ЮТэйр-Украина» утверждает, что они продолжают лоббировать получение раскрученных международных направлений, чтобы выйти на этот рынок.