С начала года правительство недофинансировало местные власти на 1 млрд грн. «У нас задолженность на сегодняшний день перед местными бюджетами около 1 млрд грн, — признал министр финансов Александр Шлапак вчера, выступая в Верховной Раде. — Это по незащищенным статьям, ибо по защищенным нет задолженности: в этом году мы выполнили свои обязательства». При этом министр пообещал выплатить ее в ближайшее время. Правда, это не решит полностью финансовые проблемы местных властей. Погашение накопленной раньше задолженности в 30 млрд грн пока проблематично, по словам министра. «По старым долгам нам нужно время», — отметил Шлапак.
Трудности на местах
Недофинансирование местных властей — один из традиционных способов экономии средств бюджета в периоды затруднений с выполнением его доходной части. Так, по данным Государственной казначейской службы, в прошлом году правительство Николая Азарова недополучило 4% запланированных доходов общего фонда и 14% — специального фонда. В том числе недосчиталось 7% налоговых поступлений госбюджета. Из-за этого Кабмин профинансировал расходы общего фонда госбюджета всего на 97%, специального фонда — на 70%.
Одной из жертв экономии стали регионы. Местные бюджеты получили 98% запланированных трансфертов из общего фонда, но лишь 42% — из спецфонда. В результате до них не дошло за 2013 г. 6,1 млрд грн из госбюджета. В частности, местные бюджеты недосчитались 3,1 млрд грн субвенции на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепло и воду, 624 млн грн — на строительство и ремонт улиц и дорог, 412 млн грн — на предоставление льгот и субсидий населению в сфере жилищно-коммунальных услуг.
С приходом новой власти проблемы с финансированием местных властей никуда не исчезли. Как ранее писал «Капитал», за январь-апрель Минфин отчитался о выполнении на 100% плана по наполнению общего фонда госбюджета, собрав в него 106,4 млрд грн — на 16% больше, чем в те же месяцы прошлого года. Но обеспечить это министерству помогло лишь то, что в январе-апреле Национальный банк перечислил в общий фонд госбюджета 19,8 млрд грн вместо положенных 4 млрд грн, всего за четыре месяца выполнив 87 % годовой нормы поступлений от НБУ в госказну.
За счет подобных платежей авансом монетарный регулятор компенсировал Минфину значительную нехватку налоговых поступлений из‑за сокращения притока от НДС на 7,1 %, налога на прибыль на 10,7 % и акциза на 25,7 % по сравнению с январем-апрелем 2013 г., а также помог повысить доходы общего фонда за эти месяцы текущего года на 16,2 % по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Как признает сам Шлапак, если бы Нацбанк перечислил в январе-апреле лишь положенную четверть обязательств, Минфину пришлось бы отчитаться о падении доходов общего фонда на 1 % относительно прошлого года. Подобные проблемы с наполнением госказны вынудили Кабмин профинансировать по итогам первой трети фискального года лишь 92% запланированных на этот период расходов общего фонда госбюджета и всего 18% годового плана по расходам специального фонда.
Как следствие, экономия на регионах сохранилась, хоть и стала менее существенной. По данным Госказначейства, из общего фонда госбюджета в местные в январе-мае (по состоянию на 2 июня) не дошло 2,8 млрд грн. запланированных дотаций и субвенций, и еще 1,8 млрд грн — из специального фонда. Вместо заложенных в бюджете-2014 57,1 млрд грн трансфертов из центрального бюджета местные власти получили 52,5 млрд грн, или 92% от плана. Для сравнения — в январе дотации и субвенции местным бюджетам были профинансированы всего на 84%, в январе-феврале — на 76%, в январе-марте — на 85%, в январе-апреле — на 92%.
«Правительство действительно увеличило финансирование местных бюджетов», — полагает исполнительный директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук. Кроме того, это улучшение наметилось частично еще и благодаря сокращению запланированных межбюджетных трансфертов в конце марта. Во время проведения секвстра бюджета-2014 их объем в целом был урезан со 137 млрд грн до 128 млрд грн.
Карта дыр
На сегодняшний день наибольший недобор произошел по субвенциям на разницу в тарифах (1,7 млрд грн), на энергоносители (1,2 млрд грн), на помощь семьям с детьми (почти 1 млрд грн) и по дотации на выравнивание (0,5 млрд грн). Исправлять ситуацию правительство намерено за счет финансовой помощи из-за рубежа.
На прошлой неделе в ходе селекторного совещания с регионами в Кабмине премьер-министр Арсений Яценюк пообещал, что правительство распределит среди территориальных бюджетов 2,5 млрд грн за счет денег, полученных в госбюджет в мае от международных партнеров. Речь идет о $2 млрд из первого транша кредита от Международного валютного фонда, который поступил в Киев 7 мая, и о $1 млрд от размещения еврооблигаций под гарантии США, проведенного 15 мая.
Впрочем, как признает Шлапак, на погашение старой задолженности этих средств не хватит. По словам аналитика по вопросам местных бюджетов Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, впоследствии такая просрочка по трансфертам обычно списывается в кредиторскую задолженность госбюджета перед местными властями. По мнению Боярчука, она будет постепенно погашаться, причем скорее всего за счет недофинансирования текущих обязательств по трансфертам перед местными бюджетами.