Кабинет министров изменил государственную программу развития электротранспорта на 2006‑2015 гг., увеличив ее финансирование и продлив срок выполнения до 2017 г. Необходимость пересмотра сметы объясняют тем, что прежняя программа предусматривала ценовые параметры пятилетней давности. «Внесенные коррективы вновь сделали ее реалистичной для выполнения», — говорится в аналитической записке правительства. В пресс-службе Мининфраструктуры «Капиталу» сообщили, что программа будет дорабатываться, однако не уточнили, о каких поправках идет речь.
Содержание программы
Программа предусматривает, что за четыре года города должны обновить парк электротранспорта на 2330 ед.: 1717 троллейбусов и 613 трамвайных вагонов. На эти цели требуется почти 6,5 млрд грн: из них более 3,2 млрд грн из местных бюджетов, около 2 млрд грн из государственного и приблизительно 1,3 млрд грн за счет других источников, в частности льготных кредитов международных финансовых организаций.
По сравнению с предыдущей программой объем закупок подвижного состава уменьшился на 45 %, а финансирование увеличилось более чем на 2,5 млрд грн. Рост предусмотрен преимущественно за счет местных бюджетов. Нагрузка на муниципалитеты, согласно новому документу, увеличится почти на 89 %, в то время как на госбюджет — только на 13,3 %.
Для обновления парка электротранспорта власти намерены задействовать в основном технику украинского производства. В феврале правительство запретило городам приобретать б / у электротранспорт за рубежом. Согласно госпрограмме активизации экономики на 2013‑2014 гг., обновление парка трамваев и троллейбусов должно происходить за счет техники со степенью локализации производства не менее 80 %.
Это решение продиктовано тем, что раньше города, имея возможность приобретать старые, но дешевые импортные трамваи и троллейбусы, игнорировали украинских производителей. Например, с 2010 по 2012 г. муниципалитеты приобрели только 363 новых украинских троллейбуса.
В Мининфраструктуры убеждены: покупка нового транспорта в перспективе обойдется городам дешевле, чем использование б / у, так как затраты на запчасти и содержание старого трамвая за десять лет превысят стоимость нового. «Учитывая, что современный трамвай отечественного производства на 50 % экономичнее, вложенные в него средства могут окупиться всего за пять лет», — объяснили в Кабмине.
Местные нужды
Начальник финдепартамента при совете одного из областных центров подчеркнул, что города смогут приобретать новый электротранспорт стоимостью в 1‑1,5 млн грн исключительно при условии господдержки, так как сейчас они испытывают проблемы с выполнением бюджетов. «Это может быть компенсация по кредитам или предоставление рассрочки от предприятий», — полагает собеседник.
По мнению мэра Львова Андрея Садового, наилучшей поддержкой от правительства было бы совместное финансирование закупок электротранспорта в соотношении 50 на 50. Несколько дней назад город приобрел у местного предприятия «Электротранс» новый низкопольный трамвай стоимостью 12 млн грн, который в два раза дешевле западных аналогов. Однако для обновления парка Львову необходимо еще 100 трамваев, а это неподъемные для городского бюджета 1,2 млрд грн. В лучшем случае, по словам Садового, город сможет обновить трамвайный парк таким транспортом через 10‑15 лет.
«Если денег в бюджетах городов не будет — естественно, никто не будет обновлять парк и программа выполняться не будет», — убежден директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко. Эксперт полагает, что запланированных государством продаж в более чем 2 тыс. ед. электротранспорта за четыре года можно было добиться при условии финансовой независимости бюджетов городов, чтобы муниципалитеты могли приобретать транспорт в лизинг или кредит, предоставляя банкам гарантии своей платежеспособности. Но в условиях повсеместной зависимости местного самоуправления от госбюджета это маловероятно.