Новым властям придется постараться, чтобы удержать Украину от сползания в пропасть: пока поводов для оптимизма нет.
«Мы стоим перед невероятными экономическими вызовами. Чтобы их преодолеть, нет другого выхода, кроме как принять крайне непопулярные меры, которые будут касаться субсидий, тарифов, сокращения социальных программ, сохранения финансовой системы страны», — заявил Арсений Яценюк 27 февраля, накануне утверждения в Верховной Раде нового состава правительства.
Главным вопросом сейчас, когда Украина находится в преддефолтном состоянии, экономика страны падает, отношения с крупнейшим торговым и политическим партнером испорчены, а на востоке начинается гражданская война, действительно является возрождение национальной экономики. Здесь с премьером трудно поспорить. В последние годы в отечественной экономике наблюдался явный застой — как и в большинстве государств, с которыми Украина связана торговыми узами, например, в России и странах Евросоюза.
Трехмесячное политическое противостояние, завершившееся насильственной сменой власти, и последовавшие за этим внутри- и внешнеполитические события привели к тому, что наша страна оказалась в глубоком финансово-экономическом кризисе. Каким образом и какой ценой можно из него выбраться?
Уместно обратиться к опыту Сингапура. Эта крошечная страна, которая в отличие Украины не обладает никакими природными ресурсами (импортировать приходилось даже пресную воду и строительный песок), была похожа на нашу державу в другом — там процветала высочайшая, даже по азиатским меркам, коррупция, ее раздирали межэтнические и политические конфликты.
Как же Сингапур за три десятка лет превратился в одно из богатейших государств мира? Ли Кван Ю, авторитарный премьер-министр Сингапура, находившийся у власти более 30 лет, в своей книге «Сингапурская история: 1965‑2000. Из третьего мира — в первый» (вышла 14 лет назад) пишет: «Недостаток ресурсов должен был компенсироваться превосходством в интеллекте, дисциплине и изобретательности… Все, что у нас было, — это трудолюбивые люди и правительство, которое решило быть честным и компетентным». Трудолюбия, интеллекта, изобретательности и прочего украинцам не занимать. Следовательно, остается правительство, которое должно быть честным и компетентным. Но с этим в Украине традиционные проблемы.
Обещания без обязательств
Будучи в оппозиции, нынешние министры, главы госкомпаний и прочие представители новой власти любили критиковать действия, порой небезупречные, тогдашнего правительства. Однако редко когда оппозиционеры предлагали разумную альтернативу, ограничиваясь в основном ультрапопулистскими, заведомо невыполнимыми инициативами. Один из последних примеров — принятие госбюджета-2014 в январе нынешнего года. Оппозиционные депутаты, претендовавшие на приход во власть, разнесли этот документ в пух и прах, но не предложили никакой системной альтернативы — и в результате бюджет был принят в предложенном правительством варианте с минимальными поправками. Парламентская оппозиция тогда объясняла свою беспомощность тем, что ее предложения все равно не были бы приняты. Но если работа в парламенте ни на что не влияет, зачем ее вообще изображать?
Впрочем, в конце февраля у оппозиционных сил появился шанс показать, на что они способны. Виктор Янукович бежал из страны, покинули Украину и почти все министры правительства, провластная коалиция всего за неделю превратилась в прах. Вчерашние оппозиционеры сами стали властью, которой никто уже внутри страны не мог оказать сколько‑нибудь заметное сопротивление.
Правительство быстро разработало программу деятельности, представлявшую собой набор откровенно популистских лозунгов в сочетании с сугубо декларативными обязательствами, не подкрепленными хоть какими‑нибудь направлениями их реализации, даже укрупненно. Можно выделить два главных посыла этого документа. Во-первых, во всем виноваты предшественники, оставившие Украину в тяжелейшем состоянии (это стандартный пункт всех программ всех правительств, подобным не брезгуют лидеры даже самых демократичных стран). А во‑вторых, для преодоления «самого глубокого за всю историю независимости Украины кризиса» необходимо «обеспечить», «добиться», «реформировать», «создать предпосылки» и т. д., благодаря чему ситуация стабилизируется и начнутся улучшения.
6,9% в годовом выражении составила инфляция в апреле. По итогам года она будет вдвое больше, признают чиновники
В документе практически ничего не сказано о том, как именно нужно «обеспечивать» и «добиваться». Ясно лишь одно: необходимо срочно получать помощь откуда только можно — из Международного валютного фонда, Европы, США и других стран — и соглашаться на любые предложенные условия. О том, что эти условия будут приняты, Яценюк заявил сразу же, еще до начала формальных переговоров. Зато в программе было указано, что парламенту необходимо принять 35 законов, причем первый из них, посвященный экономике (так называемый Кодекс экономического роста, т. е. новая редакция Налогового кодекса), находится лишь на 19‑м месте по степени значимости. Справедливости ради стоит отметить: Верховная Рада не торопится принимать и находящиеся выше в этом списке законы. Что было сделано чуть ли не сразу же — урезан бюджет, причем практически без учета мнений профильных министерств.
Нет конкретики
Несомненно, Украине не справиться в одиночку с экономическим кризисом и так или иначе властям пришлось бы привлекать серьезные займы за рубежом. Также крайне важно реанимировать отечественную экономику после продолжительного спада и сокращения производства. Но тотальное повышение налогов (без улучшения их администрирования) и замораживание минимальных государственных социальных гарантий не создают предпосылок для экономического роста — эффект будет прямо противоположным.
Создается впечатление, что нынешнее правительство не имеет детального плана для экономической сферы. Вся надежда только на кредиты, обещанные международными финансовыми организациями и правительствами ряда стран, да и на массовый приход в Украину иностранных инвесторов. Но если кредиты теперь не только обещают, но и начинают даже выдавать, то с последним — явная проблема. Качественные инвесторы крайне редко идут в страну, где в некоторых регионах не прекращаются вооруженные столкновения, перерастающие в гражданскую войну, население не слишком довольно новой властью, а экономика продолжает падать из‑за жесткого конфликта с крупнейшим торговым и политическим партнером. Никаких сколько‑нибудь значительных объявлений о приходе новых инвесторов в Украину в последние полгода так и не слышно.
При этом правительство, по‑быстрому сочиняя план работы на ближайшие месяцы, совершенно не учло реальные угрозы для экономики страны: рост государственного долга, ухудшение платежного баланса и внешней торговли (в частности, резкое падение украинского экспорта в Россию), увеличение тенизации экономики из‑за усиления налоговой нагрузки, рост безработицы, снижение уровня жизни работающих и их семей, фактическое обнищание большей части пенсионеров и т. д. Без учета этих факторов невозможно нормальное развитие страны.
В марте по поручению правительства было приостановлено бюджетное финансирование более 40 госпрограмм и 80 госпроектов, а в середине мая министр экономического развития и торговли Павло Шеремета объявил, что государство прекращает финансирование украинской промышленности. По его словам, эти ограничения введены «пока на полгода». Слово «пока» подразумевает, что мораторий может быть продлен и, скорее всего, так и случится — деньги в бюджет собираются плохо и субсидировать предприятия попросту не из чего. Взамен правительство обещает продолжить «поддержку отечественных производителей путем создания благоприятного инвестиционного климата в Украине» для привлечения средств частных инвесторов, т. е. фактически совершенно ничего не гарантирует.
С такими «реформами» отечественную промышленность могут ожидать катастрофические последствия, что в свою очередь скажется на госбюджете, за сбалансированность и повышение наполняемости которого так ратует Кабмин.
Промышленность летит в пропасть
Рассмотрим некоторые макроэкономические показатели, характеризующие нынешнее состояние украинской экономики. Важнейший из них — динамика ВВП — показывает, что ничего хорошего пока нет даже близко. В I квартале 2014 г. внутренний валовый продукт просел на 1,1 %. Судя по опубликованным на настоящий момент данным органов статистики стран — членов СНГ, это пока абсолютно худший результат во всем Содружестве, членом которого Украина еще является. Например, в Узбекистане зафиксирован рост в 7,5 % — почти как в Китае, который и не думает останавливаться, несмотря на все мировые кризисы. Показывает положительные результаты экономика Казахстана, Азербайджана, даже России и Беларуси, хотя в этих государствах, весьма зависящих от состояния на экспортных рынках, она близка к остановке.
Хуже всего, что сокращается промышленное производство — основа экономики Украины. По итогам января-марта текущего года оно снизилось уже на 5 % к аналогичному периоду минувшего года. Сравнение помесячных динамик двух отчетных периодов вызывает серьезные и обоснованные опасения.
После достаточно традиционного спада в январе, связанного с новогодними и рождественскими праздниками (впрочем, в нынешнем январе падение было на 1,8 п. п. больше, чем в прошлом по сравнению с позапрошлым), в феврале промышленное производство оживилось и даже несколько больше (на 1,9 п. п.), чем годом ранее. Но уже в марте темпы падения выросли в 1,8 раза к февралю, тогда как в 2013 г. спад, наоборот, уменьшился на 1 п. п.
Также следует учитывать: на тот момент ситуация в Донецкой и Луганской областях — одних из ключевых промышленных регионов Украины — была достаточно спокойной. Тем не менее в I квартале 2014 г. промпроизводство в Донецкой области рухнуло сразу на 13 %, в Луганской — на 1,6 %. Можно только представить, какими будут результаты в этих регионах по итогам апреля и мая.
Лишь сельское хозяйство, где производство в январе-марте выросло на 5,9 %, по‑прежнему продолжало оказывать поддержку украинской экономике.
Почему бунтует Донбасс
После 0,2 % в январе 2014 г. и 0,6 % в феврале, в марте инфляция подскочила сразу почти в 3,7 раза к предыдущему месяцу и составила 2,2 %, а в апреле ускорилась еще в полтора раза. Таким образом, в годовом исчислении (апрель 2014 г. к апрелю 2013 г.) инфляция достигла уже 6,9 %. И это после двух лет нулевой инфляции, к чему граждане быстро привыкли и стали воспринимать ее как должное.
Объем торговли Украины с другими странами стремительно падает. Впрочем, импорт снижается быстрее, чем экспорт: по итогам января-марта 2014 г. относительно соответствующего периода 2013 г. экспорт товаров из Украины уменьшился на 6,9 % (до $ 14,2 млрд), импорт — на 20,5 % (до $ 14,2 млрд). Экспорт услуг снизился на 9,47 % (до $ 3 млрд), импорт — на 11 % (до $ 1,3 млрд).
Такую ситуацию можно считать положительной: в последние годы Украина импортирует больше, чем экспортирует, а это приводит к вымыванию валюты из страны и, как следствие, способствует девальвации гривни. Частично превышение экспорта над импортом произошло за счет сокращения закупок российского газа — в I квартале он поставлялся по льготной цене, которая больше не действует. А во‑вторых, из‑за глубокой девальвации стоимость импорта значительно выросла и многие товары стали недоступны украинцам. Таким образом, то, что в целом хорошо для экономики, обернулось снижением уровня жизни для подавляющего большинства украинцев.
Гораздо хуже, что сокращается экспорт отечественных товаров, причем наибольшее падение произошло по ключевым товарным позициям: поставки железнодорожных вагонов рухнули более чем впятеро, минеральных удобрений — вдвое, во столько же снизился и экспорт труб. Это в первую очередь эхо торговой войны с Россией — в целом поставки в эту страну за январь-март 2014 г. рухнули более чем на четверть, или почти на $ 1 млрд.
Необходимо отметить: прежде всего от ухудшения отношений с Россией пострадал Донбасс. На предприятия Донецкой области приходится почти 18 % всего украинского экспорта, Луганской — еще 5,3 %. И львиная доля экспортных поставок из этого региона идет именно в Российскую Федерацию. С учетом этого становится понятно, почему многие жители Донбасса очень нервно отреагировали на приход к власти оппозиционеров, которые три месяца подряд рассказывают о переориентации с России на Европу. Ухудшение отношений с восточным соседом попросту лишает сотни тысяч дончан и луганчан работы и доходов.
Новой власти пока практически нечего предложить жителям востока: почти каждое свое выступление члены нынешнего правительства, во всяком случае премьер-министр и представители так называемого экономического блока, с первых дней своей работы начинали со слов, что нынешняя ситуация в Украине крайне сложная. Обострение противостояния в Донбассе добавило к их речам еще одну мантру: «Мы находимся практически в состоянии войны».
В связи с этим «апрель будет гораздо труднее, чем март», «май труднее, чем апрель» и так далее. Вместо этого руководство страны, будучи не в состоянии успокоить жителей региона, повышает тарифы, сокращает социальные выплаты и программы. Разумеется, на таком фоне вполне объяснимо, почему призывы к отделению Донбасса и присоединению к России находят понимание у части местных жителей.
Прогнозы снижаются
Разумеется, придет время — политический и экономический кризисы будут преодолены, но пока никто не может сказать, как именно это будет сделано и когда же наконец наступит улучшение. Сейчас будущее выглядит месяц от месяца мрачнее. Международные финансовые организации пересматривают в сторону ухудшения свои прогнозы по украинской экономике на ближайшую перспективу. Так, Международный валютный фонд ожидает в 2014 г. сокращения экономики на 5 %, инфляцию в 16 %, безработицу на уровне 8,5 % и рост госдолга до опасных 57 % ВВП из‑за дальнейшей девальвации гривни и продолжения политики масштабных внешних заимствований.
При этом МВФ, который кредитует Украину и знает о состоянии ее экономики чуть ли не лучше, чем правительственные чиновники, подчеркивает: все будет происходить «на фоне слабого инвестора и низкого доверия потребителя». То есть даже организация, требующая весьма болезненных антикризисных мер, считает, что в результате зарубежные инвесторы не ринутся в ближайшее время вкладывать свои деньги в Украину, как того ожидают в украинском правительстве.
Еще более мрачный прогноз рисует Европейский банк реконструкции и развития — он ожидает падения ВВП в 2014 г. на 7 %, а также глубокую рецессию и стагнацию в украинской экономике. Одновременно отмечается, что «кризис в отношениях между Россией и Украиной оказывает серьезное воздействие на экономики обеих стран».
Все это лишь прогнозы, и они могут оказаться чересчур пессимистичными. Но пока оснований для оптимизма нет.