Оставшись без надзора со стороны команды Януковича, бывшая коалиция оппозиции быстро переняла старые практики почти развалившейся Партии регионов и успела перессориться между собой
Согласны на все
Бегство из страны президента Виктора Януковича привело к переформатированию парламентского большинства. Вместо Партии регионов, которая начала разваливаться на куски сразу же после финального акта зимнего противостояния, у руля теперь оказалась бывшая оппозиционная коалиция фракций «Батьківщини», УДАР и «Свободы». Представители именно этих сил и стали на несколько дней теми, кто взял на себя всю полноту власти в Украине — и законодательной, и исполнительной, и даже судебной. И это несмотря на то, что по проводившимся опросам общественного мнения, у Верховной Рады был наибольший по сравнению с другими органами госвласти уровень недоверия.
Учитывая внутриполитический и экономический кризис в государстве, стоило бы ожидать максимально напряженной работы правительства по преодолению катастрофы, к которой катилась Украина. Если судить по телевизионной картинке, народные депутаты действительно трудились не покладая рук, особенно в первые дни после смены власти: проекты законов и постановлений всевозможного калибра вносились пачками и так же пачками принимались, причем подавляющим большинством голосов.
Правда, частенько депутаты игнорировали требования регламента, за что совсем недавно оппозиция нещадно критиковала правящую ПР. Многие законопроекты и постановления принимались без рассмотрения в комитетах, без заключений экспертов и попросту с голоса. В первые дни за ряд документов народные депутаты голосовали и просто поднятием рук, а именно за такую вольность регионалы и примкнувшие к ним коммунисты при принятии так называемых законов 16 января подверглись жесточайшей обструкции собственных коллег-оппозиционеров.
Впрочем, через некоторое время революционная вакханалия прекратилась. Выяснилось, что принятые в революционном угаре документы, не прошедшие хоть какого-то контроля, могут испугать и разозлить добрую половину страны и стать поводом для отделения некоторых регионов. Так уже в конце февраля произошло с Крымом, где совершившие местный переворот парламентарии объяснили это в том числе и поспешной отменой Радой закона о региональных языках. Работа парламента стала проходить спокойнее, но от наиболее одиозных практик избавиться так и не удалось.
Не стреляйте в пианиста
Обвинения регионалов и коммунистов в кнопкодавстве стали причиной паралича Верховной Рады в первые полгода после избрания нового депутатского корпуса. Оппозиция, в первую очередь депутаты от УДАР Виталия Кличко, неделями блокировали трибуну парламента, не давая принимать никаких документов. Как-то справиться с «пианистами» от провластного большинства, голосовавших и за себя, и за того парня, удалось только благодаря наблюдателям, которых народные депутаты набрали из своих помощников и усадили в ложу прессы. Если те замечали, что кто-то из «пианистов» голосует сразу за нескольких человек, то оппозиция настаивала на проведении повторного голосования и блокировала принятие решений.
Распад предыдущей провластной коалиции, однако, совсем не означал отказа от кнопкодавства: теперь, как свидетельствуют наблюдатели от общественных организаций, эту технику охотно использует «Батьківщина». «Я девять ночей тут в сессионном зале провел, добиваясь ликвидации кнопкодавства. В результате в место одних кнопкодавов пришли другие», — пожаловался «Капиталу» депутат Валерий Пацкан (УДАР).
При этом с момента избрания Александра Турчинова председателем парламента по квоте «Батьківщини» общественное движение «Честно» определило «рекордсменом» в части голосования чужими карточками заместителя председателя фракции «Батьківщина» Андрея Иванчука. По информации издания, именно на него возложена функция контроля за голосованием по нужным правительству решениям и он уполномочен как ближайший соратник премьер-министра Арсения Яценюка вести переговоры с депутатами меньшинства по поддержке таких решений.
Виновна в кнопкодавстве не только «Батьківщина»: свои «пианисты» есть и у УДАР, и у «Свободы». Как выяснил «Капитал», практически во всех фракциях именные карточки для голосования депутаты продолжают отдавать «на хранение» либо в секретариат фракции, который при необходимости выдает их (если отсутствуют владельцы), либо своим коллегам, которые могут воспользоваться ими. «Депутаты на свое усмотрение могут сдавать карточки в секретариат Рады или носят их с собой. Жесткого контроля за этим нет, ответственных за голосование — тоже», — свидетельствует Владимир Куренной (УДАР), заверив, что в их партии кнопкодавство не поощряют: если в сессионном зале рассматривается особо важный вопрос, то заместители председателя фракции Виктор Пинзеник или Виталий Ковальчук, а в редких случаях сам лидер Виталий Кличко дают указание руководителю секретариата разослать каждому члену фракции sms с требованием срочно прибыть на голосование.
Юрий Сиротюк («Свобода») заявил: именно его фракция — наиболее последовательный борец с кнопкодавством, и однопартийцы никому не отдают свои карточки. Впрочем, признает он, пока эта практика полностью не искоренена и к ней прибегают для принятия крайне важных для страны решений.
Решить проблему могло бы введение в эксплуатацию модернизированной системы электронного голосования «Рада-3», которая уже вмонтирована в пульты голосования и предусматривает зажатие сенсорной клавиши на протяжении 10 секунд, отведенных для голосования. Такой порядок практически исключает физическую возможность голосовать за нескольких человек.
«Рада-3» была установлена еще несколько лет назад, однако так и не введена в действие. Арсений Яценюк, который стал инициатором внедрения этой системы в бытность спикером парламента в 2008 г., уверял, что для начала ее работы нужно лишь распоряжение председателя Рады. Пока этот пост занимали представители ПР, принятие такого решения все оттягивалось. Сейчас ничего не мешает сделать это спикеру Александру Турчинову, по совместительству возглавляющему фракцию «Батьківщини», но теперь не спешит и он, как и его предшественники, мотивируя это необходимостью доработок новой системы.
С фигой в кармане
Бороться с кнопкодавством нынешнему провластному большинству сейчас попросту не с руки, поскольку в ином случае им будет очень сложно собирать голоса для принятия нужных им законопроектов. Если в первые дни после падения режима Януковича любые, даже самые спорные решения принимались подавляющим большинством, то сейчас ситуация иная. Остатки регионалов и коммунистов зачастую вовсе игнорируют работу Рады. УДАР, которому не достались места в правительстве, ушел в оппозицию, а окрепшие в последнее время депутатские группы, состоящие из внефракционных народных избранников, активно торгуются с парламентским большинством.
В итоге, как показывает анализ «Капитала», результативность депутатской работы сейчас не выше, чем год назад, когда из‑за бесконечного блокирования трибуны Рада практически бездействовала. Например, за время работы весенней сессии (22 февраля — 16 мая 2013 г.) было принято лишь 30 законов, что в пересчете на один пленарный день (всего их было 13) составляет в среднем два закона в день. В этом году с 20 февраля по 16 мая было рассмотрено 635 проектов законов, из которых в целом было принято 86. Но с учетом большего количества пленарных дней скорость рассмотрения была такой же, что и годом ранее: те же два закона в день.
Более того, оказалось, что коалиционное большинство далеко не всегда поддерживает инициативы правительства, которое оно же и сформировало, а нужные Кабмину решения зачастую принимаются в кулуарных переговорах с депутатами и группами в обмен на голосование за проекты, выгодные им. Так, из 30 зарегистрированных Кабмином за период с 20 февраля проектов законов треть проектов были отклонены. Само правительство, впрочем, тоже не видит в парламенте полноценного партнера, а скорее, как и предыдущие власти, рассматривает Раду как механизм одобрения своих инициатив. Например, один из ключевых законов «О предотвращении финансовой катастрофы» депутаты приняли за день, не имея возможности даже мельком ознакомиться с многостраничным документом, и в результате принятый закон оказался переполнен техническими ошибками. Например, была отменена льготная 7 %-я ставка НДС на импортируемые в Украину лекарства. Эта ошибка была исправлена через пару недель, но она чуть не привела к дефициту лекарств в аптеках: импортеры отказывались ввозить медицинские препараты до разрешения коллизии.
В самой коалиции называют две основные причины низкой результативности законодательной деятельности. «Первая — это низкая явка и крайне низкий уровень дисциплины, вторая — неидеологический характер коалиции», — говорит Куренной. Например, 24 апреля парламент даже не смог приступить к голосованию из‑за отсутствия в сессионном зале достаточного количества депутатов. Между тем в этот день Рада планировала рассмотреть поправки о внесении изменений в действующее законодательство о правах граждан в борьбе с коррупцией и злоупотреблением властью, о корректировке Уголовного кодекса об усилении ответственности за нарушение избирательных прав граждан, а также проект закона о внесении дополнений в закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы».
По данным письменной регистрации депутатов, в тот день по неизвестным причинам не явились на заседание более трети из них — 132. При этом из депутатов от фракций и групп, входящих в коалицию, отсутствовали 42 человека, плюс 30 внефракционных. На вопрос журналистов, почему так произошло, один из представителей «Батьківщини» лишь пожал плечами: «Вот такая у нас плохая коалиция». Спикеру Турчинову приходится чуть ли не насильно заставлять депутатов работать. «Дорогие коллеги, я не вижу у вас настроения голосовать», — укорял он народных депутатов на заседании 20 мая.
Самой недисциплинированной фракцией большинства с конца февраля, когда была сформирована новая провластная коалиция, стала именно «Батьківщина», чьи представители фактически контролируют правительство. А в показательный день, 24 апреля, именно ее представители продемонстрировали самую низкую дисциплину. Впрочем, и в остальные дни прогуливают работу в основном именно депутаты «Батьківщини». Как подсчитал «Капитал», пользуясь данными письменной регистрации на пленарных заседаниях, с конца февраля по середину марта, когда сдавалась эта статья, у «Батьківщини» зафиксировано 494 прогулов по неизвестной причине. Депутаты группы «Экономическое развитие» прогуляли заседания 223 раза, «Суверенная европейская Украина» — 184, фракции УДАР — 173, «Свобода» — 63.
Фабрика тушек
Проблемой Верховной Рады предыдущих созывов были переходы депутатов из одной фракции в другую. «Тушки», как называли некоторых бывших членов блоков НУНС и БЮТ, будучи избранными в парламент по спискам этих двух блоков, позже присоединились к Партии регионов, коммунистам и Блоку Литвина. Изначально эти фракции не были в состоянии самостоятельно сформировать правительство, но голоса «тушек» позволили это сделать. Эти депутаты, большая часть которых объединилась в группу «Реформы во имя будущего», голосовали в основном совместно с коалицией ПР.
Переходы продолжились и после переизбрания парламента в 2012 г., однако тогда острота проблемы несколько снизилась благодаря введению смешанной процедуры выборов: выбранные по одномандатным округам депутаты уже не так охотно меняли свою политическую принадлежность. Представители «Батьківщини» заявляли тогда, что депутатов «покупали» и называли цифры за голоса. Факты подкупа никому доказать так и не удалось, но само обстоятельство перемещения депутатов дискредитировал партии, которые позволили избраться ненадежным союзникам.
Но и эта практика никуда не исчезла. «В парламенте снова процветает политическая коррупция. Опять «эмиссары» ходят по депутатам и обещают золотые горы за продвижение и поддержку коррупционных законопроектов. Причем делают это не только регионалы, заявил во время поездки в Житомир глава УДАР Виталий Кличко. Это же признает и экс-премьер Юлия Тимошенко, которая и сама теряет сторонников: по ее словам, коррупционные проявления начинаются с самых низких уровней и заканчиваются в верхних эшелонах власти, «когда можно подкупить президента и премьеров».
Сами депутаты неохотно комментируют тему коррупции, но не скрывают, что некоторые решения принимались в парламенте в обмен на получение депутатскими группами, поддержавшими их, определенных выгод. Так, депутаты УДАР утверждают, что ряд законов был принят за счет голосов группы «Экономическое развитие», которую формально возглавляет Анатолий Кинах, но реально управляет бывший регионал Виталий Хомутынник. «Это самое слабое звено в коалиции, фактически благодаря этой группе все еще жива политическая коррупция», — посетовал Куренной.
Несмотря на провозглашение проевропейского курса и приверженности ценностям демократии, бывшие оппозиционные депутаты, избранные во времена могущества президента Виктора Януковича, как показывает практика, продолжают использовать ровно те же приемы из арсенала регионалов, которые совсем недавно вызывали их глубочайшее негодование. В таких условиях вполне разумным выглядят требования переизбрать Верховную Раду. Но чтобы излечиться от застарелых недугов, депутатскому корпусу, похоже, потребуется что‑то более существенное, чем просто омоложение крови.