Политика — это большая и интересная игра. И в нее должны уметь играть не только политики, но и избиратели. Предлагаю посмотреть на то, как происходит электоральная игра, глазами обеих ее сторон.
Центральным событием в жизни каждой демократической страны являются выборы. Наиболее распространенным способом моделирования президентской избирательной системы является так называемая ранговая система подсчета. Каждый избиратель выбирает «своего» кандидата, приписывая ему 1, а всем остальным — 0. Во второй тур проходят два кандидата, набравшие наибольшее количество баллов, при условии, что ни один из них не получил больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Каждый избиратель, предвидя основных претендентов на победу в президентской гонке, может изменить свой первоначальный приоритет. Например, избиратель, которому нравится предвыборная программа одного кандидата, может отдать свой голос за другого, предполагая, что рейтинг его фаворита недостаточен, чтобы попасть во второй тур. Поэтому недостатком различных систем голосования считают возможность манипулирования избирателями путем опубликования различных результатов социологических опросов задолго до проведения выборов. С этой точки зрения система выборов президента в Украине в два тура является оптимальной, то есть наименее манипулятивной.
Наиболее приемлемой технологией моделирования результатов выборов является пространственная модель, которая была предложена еще Готелингом в 1929 г. В политике под пространством альтернатив понимают множество различных отношений кандидата к оборонной стратегии государства, системе правосудия, внутренней безопасности, международным связям, миграционной политике, образованию, системе здравоохранения и т. п.
Спектр вопросов, с ответами на которые должен определиться претендент, довольно широк (другими словами, многомерен). Однако на практике политологи и политтехнологи используют пространство решений с пятью измерениями. Именно такую размерность, как показывают исследования известного политолога Мартина Шубика, способны воспринимать избиратели, анализируя программы претендентов.
Распределение приоритетов избирателей влияет на решение кандидатов отстаивать свои предвыборные программы. То есть каждый кандидат пытается так сформулировать свою программу, чтобы привлечь к себе как можно больше избирателей. Если бы не было таких игроков, как группы специальных интересов (ГСИ), то электоральная игра была бы легко прогнозируемой.
Однако индустриальные кланы, или олигархи, вливая капитал в нужные им политические силы и СМИ, могут иметь значительное влияние на людей, которые колеблются, т. е. еще не определились с позицией на выборах. Эти две силы — симпатии к кандидату и его программе и влияние средств массовой информации через капиталы групп специальных интересов — являются предпосылками определения положения равновесия в политической предвыборной борьбе.
Вообще, группы специальных интересов активно участвуют в политическом процессе. Одни ученые говорят, что ГСИ — подмножество избирателей, имеющих одинаковый социальный или демографический статус, общие убеждения, интересы и приоритеты. Другие трактуют это понятие более узко, то есть под этим термином понимают организации, которые вмешиваются в политику от имени своих членов.
Мы же сосредоточимся только на тех ГСИ, которые вкладывают ресурсы в политическую деятельность. Например, в США по данным разных источников, существует от 11 до 15 тыс. таких организаций. Наиболее влиятельными ГСИ являются группы, имеющие общие бизнес-интересы, например, торговые объединения, бизнес-ассоциации и индивидуальные корпорации. ГСИ также представлены профсоюзными и фермерскими объединениями, медицинскими, а также идеологическими (в обязанности которых входит контроль над употреблением табака и наркотиков, контроль владения оружием, экологический контроль и т. д.) и религиозными объединениями.
При этом вопрос, оказывают ли ГСИ положительное или отрицательное воздействие на социальный оптимум, остается открытым. ГСИ используют различные способы действий для достижения политических целей. Активность ГСИ называют словом «лоббирование». ГСИ могут обеспечить законодателя всем необходимым через лоббиста, поскольку соответствующие исследования являются предметом их повседневной деятельности. ГСИ также обеспечивают законодателя информацией о том, как избрание политика повлияет на округ, который он представляет, и как, вероятно, будут голосовать за этот законопроект другие законодатели. Чтобы информировать и убеждать законодателей, многие ГСИ также тратят средства на образование граждан, обеспечивая их информацией через СМИ (пропагандируют соответствующую политику, продвигают своих кандидатов и т. д.).
Описанный выше подход позволяет лучше понимать процесс выборов как инвестиции ГСИ в условиях жесткой конкуренции. Поэтому часто в политической борьбе используют показатели, аналогичные показателям инвестиционной привлекательности в бизнесе.
Каждая игра, в том числе и политическая, предполагает стратегическое моделирование и прогнозирование результатов с двух сторон: ГСИ и политических сил с одной стороны и избирателей — с другой. Однако часто бывает и так, что инвестиции в «зомбирование» избирателей являются настолько большими, что избиратели теряют видение стратегии развития государства и перспективы развития своих семей, руководствуясь принципами «толпы» и краткосрочными материальными благами.
Только люди, которые несут ответственность за судьбу своих близких, детей, внуков, государства, могут мыслить стратегически, возможно, отказываясь от чего‑то прямо сейчас ради будущих поколений. Такие избиратели являются инвесторами в счастливое будущее для своей страны.