Проработав чуть более года в кабинете Николая Азарова в должности министра социальной политики, Наталия Королевская, уйдя из правительства, продолжила заниматься решением социальных вопросов — теперь как общественный деятель.
— Завершилась самая короткая президентская кампания в истории Украины. Почему вы отказались от участия в ней?
— Я рада, что кампания завершилась в один тур. В стране накопилось огромное количество проблем, и их нужно решать как можно скорее, ведь от каждого дня промедления страдают люди. Уверена, что новый президент сможет сделать это эффективно и качественно. Необходимо объединить страну, прекратить насилие и повысить жизненный уровень населения. Перейти от политической борьбы к обеспечению социальной защиты.
А что касается моего личного участия… Знаете, в рамках предвыборного тура я посетила много регионов, встречалась там с простыми украинцами. В центре внимания для меня, как для бывшего министра социальной политики, естественно, были именно социальные проблемы. Я получила множество обращений и предложений. Увидела огромное количество пострадавших от бюджетной экономии, сокращений и увольнений. Стало очевидно, что статус кандидата не только не помогает, а даже мешает свободно и открыто общаться с людьми и помогать в решении их вопросов.
Так что я пришла к непростому решению — отказаться от участия в кампании в пользу реализации программы. Моя команда и я долго это обсуждали, дискутировали, размышляли. Но потом стало ясно, что конкретная помощь людям важнее амбиций и рейтингов. А предвыборная беготня отнимает массу времени, энергии и средств. Сняв свою кандидатуру, я еще больше смогу посвятить себя социальной защите людей. Решила, что поеду на юг, на восток, в горячие точки. Буду рядом с людьми. И непосредственно на месте буду помогать чем смогу тем, кто остался без поддержи и помощи государства.
В этих поездках окончательно стало очевидно, что главная проблема в стране — низкий уровень жизни. Именно недовольство им и толкает людей на радикальные действия. Так что нашу стратегию, направленную на повышение социальных гарантий, считаю победившей. Уверена: она бы получила огромную поддержку, если бы избирателям в этих регионах дали возможность прийти на участки.
— С какими проблемами к вам чаще всего обращались?
— Мы систематизировали все проблемы. Институт социальной защиты граждан даже составил карту «Социальных рейтингов» регионов Украины. Например, Донецкая область заняла последнее, 27‑е место по трудоустройству безработных, 16‑е — по уровню заработной платы. А рейтинг ведь составлялся еще до начала столкновений, которые привели к росту фактической безработицы из‑за остановки предприятий. Большая проблема — задержка выплаты зарплат, тут антилидером является Николаевская область, хотя и Донбасс в рейтинге занимает не очень хорошие позиции. Многие жалуются на низкий уровень пенсий, на прекращение выплат матерям.
— Какие изменения в сфере социальной политики со дня вашего ухода с поста вы считаете нужными, а какие заведомо провальными? Почему?
— Понимаю, что дефицит государственного бюджета Украины растет большими темпами. И в целом с одобрением отношусь к попыткам сбалансировать доходы и расходы. В условиях кризисного состояния экономики и неясных перспектив на внешних рынках правительство обязано делать бюджет реалистичным.
Однако избранный путь сокращения социальных гарантий и массовых увольнений считаю не только антигуманным, но и вредным с экономической точки зрения. Антисоциальные меры приведут к увеличению, а не к уменьшению расходов.
Массовое сокращение социальных выплат — неудачная идея. Также негативно оцениваю отмену строительства жилья для инвалидов, чернобыльцев и афганцев. Прекращение кредитования жилья для молодых семей также плохо отразится на демографической ситуации в будущем. Эти программы не только решали гуманитарные проблемы, но и обеспечивали заказами строительную отрасль.
Кроме снижения выплат и замораживания роста зарплат бюджетникам, к неверным шагам стоит отнести увольнение 12 тысяч социальных работников. Я встречалась с представителями этой сферы во многих городах. Их недовольство двойное. Во-первых, они обиженны беспричинным увольнением. Во-вторых, беспокоятся о своих бывших подопечных — инвалидах и одиноких пенсионерах. Важно понимать, какие функции выполняли соцработники. Они ведь занимались самыми сложными проблемами на уровне местных общин. Правительство рассчитывает сэкономить на увольнении этих людей, причем используется странная мотивация: якобы они дублируют функции других социальных служб. Заявить это может только тот, кто абсолютно не представляет, что это за институт.
Бездумные сокращения ведут не только к ухудшению социального обслуживания населения, но и увеличивают расходы бюджета в будущем. Я убеждена, что без улучшения уровня социальной защиты населения никакие реформы работать не будут.
— Намерены ли вы предпринимать меры по реализации вашего видения развития социальной политики?
— Намерена и уже реализую. Наша работа, начатая в министерстве, продолжается сейчас как общественная. Вместе с единомышленниками мы учредили Институт социальной защиты граждан, основная задача которого — подготовка системной реформы сферы социальной защиты, чтобы по‑настоящему защитить каждого, кто нуждается в помощи государства.
Кроме того, уже предпринят ряд конкретных шагов, чтобы остановить снижение социальных гарантий в Украине. Мы подали обращение в Конституционный суд с требованием отменить положения закона «О предотвращении финансового кризиса», которые сокращают пенсии и социальные выплаты. Также подано заявление в Генпрокуратуру с требованием наказать руководителей предприятий, которые не выплачивают людям зарплату, а также обращение в Окружной административный суд Киева, чтобы остановить решение правительства о повышении тарифов на газ и коммунальные тарифы.
Наша работа уже дала позитивные результаты. Ветеранские организации выразили опасение, что правительство отменит единоразовую помощь к 5 мая. Мы обратились в Кабинет министров с требованием не допустить подобного — и правительство пошло на уступки, ветераны получили запланированные в бюджете выплаты.
— Вы много ездили по южным и восточным регионам. Как влияют происходящие там события на социальную защиту населения?
— Из-за вооруженных столкновений значительно ухудшилась социальная поддержка наиболее уязвимых категорий граждан (инвалиды, пенсионеры, семьи с детьми) именно на востоке Украины. Поэтому совместно с Институтом социальной защиты граждан мы запустили инициативу «Дорога жизни». Ее цель — оказывать помощь нашим соотечественникам, проживающим в зонах конфликта. Там в больницах часто не хватает самого элементарного, чтобы оказать помощь пострадавшим — бинтов, шприцов, лекарств. Кроме того, заканчиваются даже хлеб и продукты питания. А одинокие люди, особенно инвалиды и старики, часто не могут рассчитывать на своевременную помощь социальных работников и служб. Поэтому решению социальных вопросов посвящена значительная часть нашей Программы возрождения юго-востока, которую мы скоро представим общественности.
— Какую конкретно помощь вы уже оказали?
— Из санатория в Славянске нам удалось вывезти около 30 инвалидов-спинальников, которые не могли самостоятельно добраться домой. Одиноких людей из горячих точек, которые нуждаются в постоянном уходе социальных работников, мы перевозим в больницы Донецка, чтобы они могли получать надлежащий уход. По программе «Дороги жизни» постоянно передаются медицинские препараты и даже оборудование в больницы Славянска, Краматорска и Донецка.
Мы стараемся поддержать именно тех, кому сейчас тяжелее всего. К примеру, на днях более тысячи жителей Славянска и Краматорска получили продуктовые наборы, потому что, как жалуются люди, сюда продукты завозятся, лишь когда позволяет ситуация. Это постоянная работа, к которой приобщаются активисты всей Украины, а также работники социальных служб этого региона. Институт активно работает с общественностью в регионах, собирает факты нарушений социальных прав и предложения по усовершенствованию социальной политики. К этой работе уже подключились тысячи людей.
Объединив наши наработки, мы в скором времени презентуем Стратегию социальной защиты граждан до 2020 г. Уверена: и представителям новой власти, и широким слоям общественности будет интересно с ней ознакомиться.
Понятно, что Украина переживает трудный период истории. И все же считаю, что нельзя убирать из центра внимания государственной политики помощь самым незащищенным.