В конце июня Украина планирует подписать с Европейский союзом соглашение о едином авиационном пространстве. Многолетние переговоры были завершены еще осенью прошлого года, однако из‑за политических событий в нашей стране подписание отложили. Вступление договора в силу запланировано на начало летней навигации 2015 г., которое стартует 29 марта.
Изменение правил
После вступления в силу соглашения рынок авиаперевозок между Украиной и странами ЕС упростится. В первую очередь это касается получения разрешений на выполнение полетов между нашей страной и государствами Евросоюза. Сейчас процедура их получения прописана в отдельных межправительственных соглашениях между Украиной и странами ЕС по отдельности. При этом от государства к государству применяются разные нормы. К примеру, между нашей страной и Францией разрешается выполнять рейсы только по одной авиакомпании с каждой стороны и по 14 рейсов в неделю, а между Германией и Великобританией — по две. Кроме того, ограничивается и количество рейсов, который могут осуществлять авиаперевозчики: так, в Великобританию по маршруту Киев — Лондон можно выполнять 17 рейсов в неделю, а в Грецию — 14.
Любая авиакомпания имеет право подать в Министерство инфраструктуры заявку на получение права на эксплуатацию воздушных линий в ту или иную страну ЕС. Однако если квота уже выбрана другими игроками, то компания получит отказ, говорит эксперт авиаотрасли Сергей Хижняк. После вступления в силу соглашения о едином авиапространстве правило существенно поменяются — все квоты как по количеству рейсов, так и по количеству назначаемых авиакомпаний уйдут в прошлое. Авиаперевозчику нужно будет только подать необходимый пакет документов в Мининфраструктуры и Государственную авиационную службу и получить соответствующие назначения.
Открыты, но не нужны
Лоукостерам ничто не мешает и сейчас прийти в Украину, говорит генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. За годы независимости наша страна успела либерализировать авиапространство со многими европейским государствами: Испанией, Италией и пр. Но во многие страны Европы из Украины вообще не выполняются регулярные рейсы, хотя запретов на полеты нет. К примеру, это соседние Словакия и Румыния. Последними авиакомпаниями, которые выполняли туда рейсы, были Air Onix и «АероСвіт».
Упрощение правил не привело к наплыву лоукостеров. Из Испании в Украину летает регулярно только Vueling Airlines, и то в Барселону. С нашей стороны полеты совершают «Международные авиалинии Украины» (МАУ) и Wizz Air Ukraine.
Похожая ситуация с Италией. С итальянской стороны услуги предоставляют три авиакомпании, из которых бюджетной является только Air One. В июне она планирует осуществить только один рейс в Украину. Еще от Италии летают Alitalia и Meridiana fly, от Украины — МАУ и Wizz Air Ukraine.
Осваивать Украину европейским авиаперевозчикам мешает отсутствие платежеспособного спроса. Уже несколько лет европейская бюджетная авиакомпания Ryanair ведет с украинскими аэропортами переговоры о начале полетов. Но наша страна не может предложить богатого пассажира, поэтому лоукостер просит для себя бесплатное обслуживание плюс доплату от аэропорта в размере $ 2 за каждого пассажира. В результате на каждом таком рейсе аэропорт будет терять $ 4‑5 тыс. Такая модель работает в Шарлеруа (Бельгия). Но она возможно только, когда доплаты компенсируют местные власти, которые заинтересованы в увеличении туристического потока. Ограниченные финансовые возможности украинских муниципалитетов становятся препятствием на пути прихода в нашу страну лоукостеров.
Кроме того, сильным сдерживающим фактором остаются визовые ограничения, считает Каменчук. С открытием неба существующие проблемы не исчезнут.
Хорошо потребителю
После подписания соглашения украинские авиакомпании не смогут сразу наладить полеты в Европу — помешает максимальная загруженность иностранных крупных аэропортов. «Очень сложно будет небольшой украинской авиакомпании найти удобный слот в крупнейшем французском аэропорту Шарль‑де-Голль», — подтвердил Хижняк. С подобной ситуацией авиакомпания может столкнуться в немецком Франкфурте-на-Майне или лондонском Хитроу. При этом эксперт уточнил, что украинские авиакомпании могут сделать ставку на небольшие аэропорты. Например, в Париже работает два таких аэродрома, а в Лондоне — шесть.
Вступление в силу соглашения об открытом авиапространстве «полезно для потребителей, поскольку заставляет местные компании конкурировать», подчеркнул грузинский экономист Каха Бендукидзе. Конкуренция ужесточится, и игроки будут пытаться привлечь потребителей за счет понижения цен и повышения качества услуг. Например, в Молдове, после подписания в 2012 г. соглашения об открытом небе с ЕС, стоимость авиабилетов снизилась примерно на треть, рассказывает эксперт Института мировой политики Лео Литра.
Украинские компании могут этого не выдержать, считает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. В 2010 г. Грузия подписала соглашение о едином авиапространстве с Евросоюзом. И уже в 2011 г. число национальных авиакомпаний сократилось с 24 до 10. Такие данные приводит экс-министр экономики и устойчивого развития Грузии Вера Кобалия, которую цитирует грузинское издание «Бизнес Грузия».
Но даже это не главный итог, говорит Ланецкий. После вступления в силу соглашения об открытом авиапространстве состоятся «похороны» идеи транзитного хаба в аэропорту «Борисполь», поскольку иностранным авиакомпаниям станет легче забирать в Украине пассажиров для подвозки в свои хабы.
Прогнозы:
Артур Ламтюгин,
генеральный директор «АРТ-ТУР» (агентство по продаже билетов)
Из самых популярных бюджетных авиакомпаний в Украину могут прийти EasyJet, Ryanair и Airberlin. Причем у последней есть даже дальнемагистральные рейсы: на Канарские острова, в США, Азию. Национальному перевозчику МАУ будет сложнее в этих условиях конкурировать. Например, у лоукостеров более новые самолеты, поэтому МАУ будет им проигрывать по качеству бортов.
Бюджетные, как и классические, авиакомпании поднимут рейсы в первую очередь в свои хабы, чтобы дальше везти пассажира по миру на своих рейсах. Они не будут выходить на внутриукраинские рейсы, поскольку для них из‑за небольшого платежеспособного спроса это будет нерентабельно. Если в Украину придут easyJet и Ryanair, в первую очередь они будут открывать рейсы в Лондон, в свои аэропорты-хабы — Гатвик и Станстед. Так они поступают при входе на рынок других стран. Позже они будут поднимать рейсы уже не в хабы, а по наиболее раскрученным направлениям: Киев — Мадрид, Киев — Париж, Киев — Рим, Киев — Милан и т. д. В Киеве они, скорее всего, из‑за близкого расположения аэропорта и более выгодных условий выберут для полетов аэропорт «Жуляны», а не «Борисполь». Если к нам зайдет Airberlin, то скорее всего это будут рейсы в один из своих хабов — Дюссельдорф, в Берлин полетят позже, поскольку в аэропорту нет транзитной зоны для пассажиров без шенгенской визы.
При раннем бронировании цены на полеты лоукостерами будут стартовать от € 80 в обе стороны. Цены на дальнемагистральные рейсы существенно дешевле не станут, думаю, примерно на 10‑15 % от цены регулярных авиакомпаний.
Примечательно, что билеты от лоукостеров Airberlin и Ryanair можно купить и через глобальные системы дистрибьюции билетов, что будет удобно для украинских агентств по их продаже. Но в общем, бюджетные авиакомпании продают билеты только через свои сайты, как, к примеру, Wizz Air, что крайне неудобно для агентств и туроператоров.
Иванна Чучман,
коммерческий директор туроператора
«Натали Турс»
Вступление в силу соглашения об открытом авиапространстве позволит нарастить туристический поток во многие страны Азии. Сейчас это невозможно из‑за небольшой конкуренции за пассажира в Украине и, как следствие, высоких цен на авиаперелет. После выхода в нашу страну лоукостеров туроператоры смогут предложить путешественникам перелет в Азию через Европу — сначала, к примеру, бюджетным перевозчиком в ЕС, а оттуда уже классической авиакомпанией на Восток.
Думаю, это позволит снизить цены на перелет в Азию на 20‑60 %. К примеру, сейчас билет из Киева в Бангкок стоит от $ 800, а с пересадкой в Европе можно будет найти от $ 550. Думаю, туристы активно будут летать по таким направлениям как Китай, Япония, Вьетнам, Индонезия, Ливан и другие.
Кроме того, соглашение об открытом авиапространстве позволит снизить цены на билеты и увеличить турпоток в Испанию и Италию. Несмотря на то, что сейчас с этими странами у Украины нет ограничений на назначаемые авиакомпании, уже летающие лоукостеры практически ни с кем не конкурируют. Как следствие, у последних цены не сильно отличаются от цен у классических авиакомпаний. После вступления в силу вышеуказанного соглашения испанские и итальянские лоукостеры столкнутся с конкуренцией со стороны бюджетных перевозчиков из других стран Европы, которые смогут даже с учетом пересадки у себя на родине предложить низкие цены на перелеты до курортов Средиземноморья.
В то же время резкого роста массового туризма во Францию, Германию, Швейцарию я не ожидаю. Даже если цены на авиабилеты в эти страны и снизятся, то сам отдых там довольно дорогой. Это останется основным препятствием для небогатого украинского туриста для отдыха, к примеру, на Лазурном берегу Франции.