Они совместно владеют торгующейся на Лондонской бирже компанией JKX Oil & Gas, одним из крупнейших украинских банков и промышленными активами от России до Австралии.
Пинчук, состояние которого Forbes оценивает в $ 3,8 млрд, идет по тропе, проторенной другими олигархами из бывшего Советского Союза, судившимися в Лондоне. Например, российский беженец Борис Березовский, внезапно умерший в этом году, в 2011 г. проиграл суд со своим бывшим протеже Романом Абрамовичем.
Ставки высоки: кроме утраты дивидендов, стоимость являющегося предметом тяжбы Криворожского железорудного комбината (КЖРК) — государственной железорудной компании, приватизированной в 2004 г., может достигать $ 2 млрд.
Пинчук утверждает, что ответчики по доверенности владеют контрольным пакетом КЖРК через офшорную компанию, за которую он заплатил $ 143 млн, и они не выполнили договоренность, носившую в основном словесный характер.
Иэн Терри, адвокат Геннадия Боголюбова из Freshfields Bruckhaus Deringer, считает, что заявления Виктора Пинчука «превратно истолкованы» и «будут решительно отвергаться».
Если дело дойдет до судебного разбирательства, это может привлечь внимание к тому, как избранные украинцы получали доходные промышленные активы, приватизированные в капиталистические 1990‑е и в начале 2000‑х гг. По словам Пинчука, свидетелем устных соглашений между ним и оппонентами был Ринат Ахметов — самый богатый человек Украины.
Однако если документальных свидетельств окажется недостаточно, основное значение приобретет убедительность Пинчука.
Опасность споров, основанных на устных договоренностях, проявилась в случае с Березовским. Вынося решение, судья Элизабет Глостер назвала его «неубедительным и ненадежным свидетелем». Лондонские разбирательства олигархов не особо успешны: они могут быть проиграны, как в случае Березовского, или улажены, как произошло с делом алюминиевого магната Олега Дерипаски и его бывшего компаньона Михаила Черного.
Геннадий Боголюбов утверждает, что его резиденция в Белгравии (престижный район Лондона) была «использована» Пинчуком как основа для рассмотрения дела в юрисдикции британского суда. Однако он признает привлекательность ведения судебного разбирательства в Соединенном Королевстве. «Лондонский суд считается самым объективным и справедливым», — подтвердил Геннадий Боголюбов.
Ни один из ответчиков не зарегистрировал пока официальный ответ на заявление Пинчука. Игорь Коломойский, проживающий в Швейцарии, отказался прокомментировать ситуацию.