В
Пережив в ХХ веке множество потрясений, самым масштабным из которых была культурная революция, искусство КНР за последние 30 лет прошло путь от соцреализма к уверенной конкуренции в мире contemporary art. Все началось в 1990‑е, когда в противовес соцреализму возник «циничный реализм», ставший фактически первым самостоятельным направлением в современном китайском искусстве. С этого момента оно совершило головокружительный взлет к ведущим мировым биеннале и верхним позициям в рейтингах аукционов.
В проекте «Китай Китай» участвуют 11 художников трех поколений. Старшее из них, пережившее культурную революцию, представляют такие мэтры, как Ай Вэйвэй, Чжан Хуань и Чень Чжэнь. Среднее поколение уже известных китайских авторов (до 45 лет) — видеохудожник Ян Фудун, автор инсталляций Сюй Чжэнь и дуэт перформеров Сунь Юань и Пэн Юй. Молодых художников (до 35) в проекте «Китай Китай» больше всего — среди них Чжао Чжао, бывший ассистент Ай Вэйвэя, а также участники Future Generation Art Prize Ян Ксин и Чао Фей.
Тему проекта его куратор Бйорн Гельдхоф определяет как «напряжение между индивидуальным и коллективным мышлением, которое не только определило историю Китая, но и продолжает влиять на современное общество, включая Запад». Он также отмечает, что четыре художника создали новые работы специально для PinchukArtCentre.
Экспозиция охватывает 11 залов: каждый участник получил под свой проект отдельное пространство. Это особенно важно, учитывая, что китайские художники часто работают с масштабными инсталляциями, которым необходимо достаточно «воздуха».
Центром второго этажа PAC стали две работы Ай Вэйвэя: «Сказка» — для участия этого масштабного проекта в 2007 г. в выставке «Documenta» художник оплатил приезд из Китая в Кассель 1001 читателю своего блога, и инсталляция «Выкорчеванные», состоящая из китайских пней причудливой формы. Выкопанные из земли пни символизируют потерю китайским обществом собственных корней из‑за постоянного переписывания истории.
Перформеры Сунь Юань и Пэн Юй специально для проекта сделали пространственную инсталляцию «Видеть недостаточно» — клетку-куб, где 18 мужчин с завязанными глазами собирают и разбирают оружие. Еще одна работа, созданная для PinchukArtCentre, обещает стать зрительским фаворитом. Это инсталляция Чжан Хуаня «Чжу Ганцян 12», посвященная чудом выжившей после землетрясения свинье Чжу Ганцян — домик с двумя свинками, которым предстоит прожить в арт-центре пять месяцев.
В пуле молодых китайских художников в PАС стоит отметить работу Чжао Чжао — восьмиметровую соцреалистическую скульптуру-автопортрет «Офицер», сделанную в знак протеста после ареста Ай Вэйвэя в 2011 г. Фрагментированную скульптуру расположили у входа в арт-центр. В экспозиции также выделяется инсталляция китайской художницы Чао Фей — модель небольшого книжного магазина в полную величину, каждый предмет которой (от мебели до фоторамок) был сделан ей специально для экспозиции проекта «Китай Китай».
В групповом проекте особенно заметно, что впечатление по‑настоящему «китайских» производят лишь художники старшего поколения — они иначе работают с традицией и активнее апеллируют к истории КНР и его культуры. Молодые авторы подчас кажутся концептуально ближе к художникам своего поколения из других стран, чем к «своим» старшим мастерам. Их гораздо больше интересует их личная, индивидуальную история, чем история Поднебесной.