Кредитный портфель Марфин Банка, «дочки» Cyprus Popular Bank, в I квартале 2013 г. сократился на 8,64 %, до 1,645 млрд грн. Активы финучреждения за указанный период уменьшились на 2,54 %, до 4,021 млрд грн, средства клиентов банка — на 14,57 %, до 2,068 млрд грн. Об этом свидетельствуют данные финотчета банка.
Кредиты и задолженность клиентов Банка Кипра, «дочки» Bank of Cyprus, снизились на 2,46 %, до 1,753 млрд грн, следует из финотчетности. В целом активы банка упали на 5,67 %, до 2,584 млрд грн. Одновременно наблюдается и отток средств клиентов банка — их стало меньше на 20,14 %, 815,226 млн грн.
Для сравнения: в целом за I квартал 2013 г. банковская система нарастила объем кредитов на 2,02 %, до 121,022 млрд грн, активы — на 1,7 %, до 1104,217 млрд грн, а обязательства перед клиентами — на 4,43 %, до 595,077 млрд грн.
Ближайшие планы
Напомним, в связи с тем, что банковский кризис на Кипре не утихает, в начале апреля министр финансов Республики Кипр Михалис Саррис заявил, что кипрские учреждения Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank (ТМ Laiki Bank), наиболее пострадавшие от кризисных явлений, продадут свои зарубежные «дочки».
В украинских дочерних структурах кипрских банков «Капиталу» сообщили, что никаких решений относительно дальнейшей судьбы финучреждений не оглашались. «В настоящее время отсутствует решение или подтверждение каких‑либо намерений, в части продажи Марфин Банка»», — сообщил ведущий специалист пресс-службы банка Андрей Ерохин. «Формируется стратегический план реструктуризации Bank of Cyprus, рассматриваются различные варианты. На данный момент решения о продаже Банка Кипра в Украине нет. Нам неизвестно о каких‑либо переговорах касательно продажи банка», — отметил председатель правления Банка Кипра Иван Кузовкин.
Марфин пеняет на межбанк
Марфин Банк, по словам Андрея Ерохина, в данное время осуществляет свою обычную операционную деятельность. А сокращение активов и обязательств объясняется операциями на межбанке. «В конце IV квартала 2012 г. — начале
I квартала 2013 г. банк активно привлекал средства клиентов для последующей перепродажи на межбанковском рынке. После снижения ставок на межбанке объем подобных операций снизился. С конца марта стало сказываться и влияние кипрского кризиса», — говорит он.
Тем не менее уже в апреле тенденция изменилась и приток средств возобновился, в апреле 2013 г. он достиг 81 млн грн. «Банк ожидает выполнить поставленные в бизнес-плане цели как в II квартале, так и по итогу года. Рост кредитного и депозитного портфеля запланирован в пределах среднерыночных значений», — уверяет Андрей Ерохин.
Банк Кипра сохраняет стойкость
Сокращение активов Банка Кипра в I квартале 2013 г., по словам Ивана Кузовкина, произошло благодаря уменьшению объемов проблемной задолженности и погашению проблемных кредитов. Сокращение же пассивов банкир связывает с неоднозначной ситуацией в экономике Кипра. «Не будем отрицать, что в банке произошел отток средств клиентов, в основном физических лиц, у которых появилась неуверенность в связи с событиями на Кипре. Однако сейчас этот процесс полностью остановлен, и банк активно восстанавливает ресурсную базу», — подчеркнул он.
Для многих финструктур такой отток мог бы стать критичным, но Банк Кипра сохранил устойчивость и самостоятельно справился с ситуацией, считает глава учреждения. Этому способствовало то, что на момент начала кризиса банк имел достаточный запас ресурсов — «подушку ликвидности». Свою роль сыграла и консервативная кредитная политика финансового учреждения.
Планов по приросту кредитного портфеля банк не имеет, но попытается удержать его на текущем уровне. А вот пассивы к концу года планирует нарастить до исходного объема на начало этого года.
Предпродажная тактика
Отток средств и клиентов банков на фоне радикальных решений правительства Кипра, по словам участников финансового сектора, является закономерным и ожидаемым как для рынка, так и для самих финучреждений. Тем не менее на данном этапе говорить о каких‑либо трудностях еще рано. «У населения короткая память. Вот приняли такие решения, сейчас немножко все поутихнет и люди снова понесут деньги в эти банки. Те, кто хотел вывести средства, уже это сделали», — уверен казначей одного из украинских банков.
С другой стороны, снижение уровня активов и пассивов финучреждений может отображать и общую предпродажную тактику, а потому эта тенденция может продолжиться. «Правительство дало время Bank of Cyprus и Laiki Bank до 2016 г. продать активы за рубежом. То есть менеджмент «дочек» никто не подгоняет с продажей. Но продать в ближайшие год-два с мультипликатором банки невозможно, а значит и нет смысла наращивать активы и пассивы, — комментирует управляющий партнер компании «Фортис Восток» Евгений Рокитский. — Поэтому эти учреждения постепенно будут «высушивать» портфели, рассчитывая на продажу капитала 1 к 1». Следовательно, банки будут ограниченно выдавать кредиты и брать взаймы.
Окончательного же решения о судьбе финструктур можно ожидать лишь после того, как они определятся с ответственными за продажу лицами.