Інтереси

тенденции

Броней по бездорожью. Украинские предприниматели начали пополнять свои автопарки бронетехникой

Украинские предприниматели начали пополнять свои автопарки бронетехникой
Хорошая отделка салона и корпуса БРДМ может стоить не меньше самой машины
Фото: Олег Никитин

Состоятельные украинцы все чаще интересуются покупкой более серьезной, чем легковые авто, техники. За последний месяц количество запросов «купить БТР» в интернете выросло в четыре раза по сравнению с аналогичным перио­дом прошлого года. Об этом свидетельствуют данные сайта объявлений rst.ua.

Без башни

В продаже сегодня доступны несколько видов бронированной военной техники. В частности, это БМП (боевая машина пехоты), БТР (бронетранспортер) и БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина). Практически вся эта техника — советского производства, только некоторые образцы выпущены после развала СССР.

Чтобы гражданские лица могли купить такие машины, их обязательно демилитаризуют. «Снимается вооружение, башня, чтобы нельзя было вернуть технику в боевое состояние», — объясняет директор военно-патриотического центра-музея «Шампань» (Черкасская область) Олег Бойко. К примеру, с БРДМ-2 снимают башни с механизмами подъема и поворота, средства связи и приборы наблюдения, заваривают бойницы для ведения огня из стрелкового оружия.

Огласите список

Раньше военную технику можно было приобрести в Министерстве обороны, рассказывает Бойко. Однако, отмечает эксперт по тюнингу военной техники Олег Никитин, с конца прошлого года Минобороны приостановило продажу подобной продукции. Теперь такие машины можно купить только у частных владельцев.

Цены на бронетехнику зависят от типа машины и даты производства. Самый скудный ассортимент — в сегменте БМП. Так, на rst.ua предлагают только две модели — за 72 тыс. грн и за 325 тыс. грн (цена зависит от года выпуска). Более дешевая модель выпущена 30 лет назад, а та, что подо­­роже, — «прожила» всего 14 лет.Покупателям доступны также семь БТР — от 132 тыс. грн и до 361 тыс. грн. Цена обусловлена пробегом. У самого дешевого экземпляра он составляет 180 тыс. км, а у самого дорогого — всего 3 тыс. км.

Намного шире ассортимент БРДМ — на сайте auto.ria.com 11 предложений. Цены варьируются от 65 тыс. грн до 380 тыс. грн. Есть модели двухлетней давности выпуска.Тем, кто решился на покупку бронетехники, стоит помнить, что она довольно прожорлива — потребляет от 30 до 100 л дизтоплива или бензина на каждые 100 км. БРДМ-2 потребуется 50 л на 100 км. «В воде — в два раза больше», — говорит обладатель такой машины киевлянин Олег Герасименко.

Регистрируй это

В Украине редко регистрируют бронетехнику для гражданских нужд, поэтому отдельного нормативно-правового акта для такой процедуры нет. Собственники БТР зачастую сталкиваются с недопониманием в государственных регистрирующих органах. Однако любители этого типа техники все‑таки нашли лазейки в законодательстве и регистрируют свои машины как тракторы.

Можно попытаться зарегистрировать бронетехнику в МРЭО. Однако там практически никогда не соглашаются на это. Позже владельцев все равно заставляют перерегистрировать такие транспортные средства в Государственной инспекции сельского хозяйства Украины, отмечает Герасименко. «Обычно их регистрируют как спецтехнику — например, тягач или машину сельхозназначения», — объясняет Николай Росличенко, руководитель пресс-службы rst.ua. Соответственно, напоминает Ни­­­китин, водителю нужно получать удостоверение тракториста категории В.

Несколько юридических компаний предлагают избавить владельцев бронетехники от необходимости стоять в очередях под кабинетами чиновников — за 1450‑2000 грн они готовы зарегистрировать машину в госорганах. Сроки составляют от одного до десяти дней.

А вот с проверками на дорогах со стороны Госавтоинспекции водители необычных средств передвижения раньше сталкивались редко. Как правило, инспекторов больше интересовали технические характеристики машины или желание сфотографироваться на ее фоне, а не тщательная проверка документов. «В Киеве всего пять бронемашин на ходу, и сотрудники ГАИ знают их все, поэтому не останавливают», — говорит Олег Герасименко. Если появляется новая машина, ее проверяют — техпаспорт, страховку, водительское удостоверение, рассказывает он.

Тюнинг для БТР

«На «гражданке» бронетехнику используют, как правило, в случаях, когда есть потребность в машине высокой проходимости по бездорожью, — на охоте, рыбалке или для другого активного отдыха. «Можно ездить на охоту — там, где джип не пройдет, БРДМ-2 легко справляется», — хвалится Герасименко. Но чаще такая машина служит элементом декора ресторана, объектом для памятных фотографий или для экскурсий. К примеру, в Киеве в Гидропарке, по словам Герасименко, за два часа езды на бронетехнике попросят около 3 тыс. грн, стоимость аренды — 1 тыс. грн в час плюс затраты на бензин.

«Используем военную технику в мирных целях — катаем детей и взрослых», — смеется Бойко. Поскольку БТР за три часа съедает 60 л бензина, то услуги проката недешевы. За полчаса поездки в музее «Шампань» просят 1 тыс. грн. «К нам приезжают много иностранцев, а соотечественники часто проводят «военно-полевые сборы», — рассказывает Бойко. «Сборы» организуют практически каждые выходные. В конце этой недели в «Шампань» приедут более ста человек. Они примут участие в марш-броске на 5 км, ориентировании на местности, десантировании, стрельбе. Во время таких тренировок также используют бронетехнику. Три дня такого развлечения обходятся в 1 тыс. грн с человека.

Иностранцы в этом году из‑за напряженной ситуации в стране приезжают меньше, сетует Бойко. Два года назад дела шли гораздо лучше — во время Евро-2012 много гостей, живших в столице на Трухановом острове, были не прочь арендовать бронетехнику и осмотреть на ней достопримечательности.

Чтобы зарабатывать на бронетехнике, владельцы делают современный тюнинг. В основном приспосабливают машины для гражданских нужд, чтобы посадить с комфортом несколько человек, сделать удобный вход, поставить сиденья, обить салон, рассказывает Олег Никитин. Так, в профильной инжиниринговой компании могут заменить у БРДМ карбюраторный двигатель на дизельный, отремонтировать салон (срежут броню сверху, установят каркас салона, утеплят и обошьют его, заменят сиденья на более удобные). По желанию заказчика могут установить автоматическую коробку передач, бронированные стекла, кондиционер, GPS-навигатор, приборы ночного видения и даже парктроник (парковочный радар), аудио- и видео­системы.

Правда, стоимость таких услуг может в общей сложности превысить цену самой машины. К примеру, цена покраски БРДМ-2 под «камуфляж» стартует с 23,5 тыс. грн. За прибор ночного видения придется заплатить около 9 тыс. грн, а установка кондиционера обойдется в более чем 19 тыс. грн.

На этом расходы не заканчиваются — к примеру, за установку одного колеса с диском 20 дюймов с пулестойкой шиной нужно отдать 12,2 тыс. грн. Как и легковой автомобиль, бронетехника также требует технического обслуживания. Разовая замена масла, чистка фильтров, проверка подтекания жидкостей, устранение мелких неисправностей обойдется клиенту в сумму от 12 тыс. грн.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама