В распоряжении «Капитала» оказалась копия финального текста проекта меморандума между предприятиями ГМК и Кабмином. Согласно документу, его действие должно начаться 1 мая 2013 г. и завершиться 1 мая 2014 г. Директор ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк, входящий в состав рабочей группы по разработке мер поддержки ГМК, сообщил «Капиталу», что подписание меморандума ожидается в ближайшее время, поскольку все пожелания сторон учтены, а это уже второй и, похоже, окончательный вариант документа.
Металлурги: сохранить
статус-кво
Условия меморандума не выглядят слишком обременительными для металлургических компаний. От них требуется не допустить падения производства и как следствие — сокращений штата. Металлурги обязаны сохранить производственную загрузку, рабочие места, продавать продукцию внутренним потребителям по ценам не выше экспортных, а также отказаться от использования посреднических компаний-офшоров, через которые поставляется сырье и вывозится продукция на внешние рынки. По сути, выполнение этих задач не не потребует сверхусилий, особенно если учесть, на какие уступки готово идти правительство ради выполнения этих требований.
НДС и налог на прибыль
Подготовленный документ обязывает правительство возместить металлургам экспортный НДС, накопленный включительно по 1 апреля 2013 г. (более 5 млрд грн, по информации профильной ассоциации «Металлургпром»), отдать все уплаченные наперед налоги (как правило — налог на прибыль, который налоговая служба просит оплачивать на квартал-полгода вперед). Кроме того, государство должно впредь отказаться от такой практики, а также предусмотреть альтернативные способы погашения налоговых долгов перед ГМК (ввести в оборот налоговые векселя, облигации и прочие инструменты, которые позволят вернуть средства через посреднические финансовые структуры). На прошлой неделе Верховная Рада дважды провалила законопроекты, предусматривающие такую возможность. Больше других в возмещении задолженности по НДС заинтересован «АрселорМиттал Кривой Рог», рассказал «Капиталу» глава киевского представительства предприятия Владимир Ткаченко. В прошлом году на долю компании приходилось 2,1 млрд грн невозмещенного НДС из 6 млрд грн в целом по отрасли. Впрочем, по информации «Металлургпрома», к концу года налоговые службы возместили предприятию 1,5 млрд грн.
Тарифные и налоговые льготы
Помимо прямой финансовой нагрузки, Кабмин обещает ограничить рост тарифов на железнодорожные перевозки и электроэнергию в пределах 5 % на весь текущий год. При этом тариф на электроэнергию должен повышаться от уровня, зафиксированного на 1 апреля, тариф на ж / д перевозки — от показателей на конец 2012 г. Однако, как сообщил «Капиталу» экс-владелец крупнейшего меткомбината — ММК им. Ильича, — народный депутат от Партии регионов Владимир Бойко, изначально металлурги добивались замораживания тарифов на услуги монополий. «Главное для металлургов, на мой взгляд, чтобы правительство отказалось по повышения тарифов на грузоперевозки и электроэнергию. Их надо заморозить», — отметил он. В этом случае экономия ГМК составила бы, по расчетам «Металлургпрома», 2,26 млрд грн.
Помимо прочего, правительство намерено сохранить металлургам ставку платы за недропользование на прежнем уровне, разрешить оставлять на нужды модернизации 50 % экологического налога, упразднить импортную пошлину и НДС на ввоз оборудования под проекты реконструкции, на три года освободить от НДС операции с отходами и ломом, отменить 5%-ную пошлину на ввоз металлолома. Также предлагается не впускать в Украину продукцию ГМК без пошлин и НДС.
Госгарантии под кредиты
Наиболее затратный для бюджета пункт меморандума — предусмотреть в госбюджете-2014 госгарантии под проекты модернизации для предприятий металлургического сектора. Согласно госпрограмме активизации экономики на 2013‑2014 гг., одобренной в марте этого года, правительство намерено предоставить металлургам гарантии на 10 млрд грн. Экс-министр промполитики Сергей Грищенко уверен, что государство выдаст их. Правда, вопрос в том, смогут ли металлурги выполнить свои обязательства. Такие меры Кабмин уже применял в 1998‑2001 гг. во времена эксперимента по поддержке ГМК, говорит он. Но из-за того что механизм возврата выданных под госгарантии средств проработан не был, бюджет фактически подарил металлургам средства, предназначенные на модернизацию, которые были потрачены на пополнение оборотного капитала (3 млрд грн).
Меморандум как первая ласточка
Эксперты считают, что, невзирая на широкие масштабы (только госгарантии и возмещение НДС потребуют из бюджета не менее 15 млрд грн), предусмотренные меры окажут временную поддержку отрасли. Она не поможет металлургам в решении глобального вопроса — профицитом метпродукции и снижением ее себестоимости. «Металлургам необходимы две вещи: современные технологии производства, чтобы выдержать конкуренцию на мировых рынках, а также расширение внутреннего сбыта. Эти пункты предусмотрены в документе, но пока нет механизмов, которые бы запустили их выполнение», — подчеркнул руководитель «Укрпромвнешэкспертизы» Владимир Власюк.
Меморандум должен стать толчком к созданию законодательной базы, которая наполнит намерения правительства практикой, уточняет аналитик. «Наша группа подготовила расчеты, согласно которым только строительство автомагистралей международного значения позволит ГМК обеспечить сбыт 3 млн т металлопродукции. Но для этого необходимо привлечь не менее €30 млрд», — добавляет эксперт. По его мнению, когда правительство и сами металлурги будут заинтересованы в реализации таких проектов, можно говорить о практическом внедрении поддержки с пользой для страны, которая далее не может наращивать ВВП с таким устаревшим металлофондом.
Директор по развитию проекта «Дельфика» Павел Перконос называет меморандум декларацией о намерениях. Его жизнеспособность должны подтвердить решения Кабмина и законопроекты Верховной Рады. «Пока же мы видим лишь один практичный момент — ограничение роста тарифов монополий. Это, безусловно, поддержит сектор на фоне ниспадающих рынков металлопродукции», — резюмировал эксперт.