Недавно созданная Государственная фискальная служба объединит налоговые и таможенные подразделения. Но сможет ли это обеспечить наполнение казны и одновременно облегчить налоговое бремя для законопослушного бизнеса?
Концепция объединения налоговой и таможенной служб в единое ведомство имеет ряд потенциальных преимуществ: теоретически этот орган должен применять единый подход к администрированию налогов. Однако само по себе функционирование таможни и налоговой в составе единой службы не снимает многих системных проблем.
Так, ранее налоговая служба, а впоследствии Миндоходов, провозгласили курс на переход «от фискального органа к сервисной службе». Бизнес позитивно воспринял эту идею, даже притом что многие порочные практики мобилизации налоговых поступлений оставались нетронутыми. Ощущение того, что налоговые органы помогают налогоплательщику, добавляло позитива имиджу министерства. К сожалению, таможня в процесc преобразования в сервисную службу в полной мере так и не включилась. И фискальное давление на таможне вряд ли уменьшится без ряда сопутствующих шагов.
Так, должна быть создана система надлежащего контроля над реализацией импортных товаров внутри страны. Должен появиться полноценный таможенный постаудит, призванный компенсировать облегчение таможенных формальностей при выпуске товаров. Без этих шагов таможенники, как и ранее, не будут признавать заявленную таможенную стоимость при оформлении, зная о том, что потом ее достоверность никто полноценно не проконтролирует.
Объединение налоговой и таможни не облегчит жизнь бизнесу, если у налоговиков и таможенников будут отдельные планы по наполнению государственного бюджета, особенно если эти планы будут продолжать оставаться нереалистичными. В отечественных реалиях погоня за плановыми показателями является намного более значимым мотиватором профессиональной деятельности, чем простое соблюдение таможенного законодательства при определении таможенной стоимости.
При этом многие таможенники верят в то, что основной целью деятельности любого предприятия является минимизация налогов — причем, как правило, незаконными методами. Таким образом, в глазах таможни переплата налогов при таможенном оформлении (например за счет корректировки таможенной стоимости) — это всего лишь восстановление справедливости и компенсация государству за попытку занизить стоимость. С таким убеждением чиновник не видит никаких преград, в том числе правовых, в борьбе за увеличение налоговых поступлений.
Так стоит ли бизнесу ожидать ослабления фискального давления со стороны таможни? Ответ зависит от того, насколько госслужащие всех уровней готовы отойти от принципа «налоговые поступления — любой ценой».