После подписания Украиной экономической части соглашения об ассоциации с Евросоюзом украинский бизнес может лишиться преференций в рамках зоны свободной торговли (ЗСТ) в СНГ. Россия уже ввела торговые санкции. Дебют пришелся на молочную продукцию, что затронуло семь отечественных предприятий. Также у Москвы резко выросло количество претензий к качеству и других видов украинской продовольственной продукции.
На старт
С 4 июля российская санитарная служба ввела запрет на поставку молока и молочной продукции, произведенной на семи предприятиях «Милкиленд-Украина». В пресс-службе Роспотребнадзора сообщили, что при исследовании образцов продукции этих предприятий «выявлены нарушения требований законодательства в области защиты прав потребителей».
В частности, при исследовании сыра «Сметанковый Добряна» производства Миргородского сыродельного комбината и сыра «Король Артур» производства «Милкиленд-Украина» «выявлено их несоответствие требованиям по жирнокислотному составу».
В Роспотребнадзоре ссылаются также на факты микробного загрязнения продукции «Милкиленд-Украина», но в компании обвинения отрицают. «Использование таких санкций не по отношению к конкретным товарам, а к группе из семи заводов, четыре из которых на протяжении последних пяти лет не поставляли продукцию на территорию РФ, свидетельствует о том, что соответствующее решение Роспотребнадзора не имеет отношения к качеству нашей продукции», — прокомментировал эмбарго исполнительный директор Milkiland Анатолий Юркевич.
Молоко и молочная продукция, на которую приходится 2,3 % украинского экспорта в РФ ($ 374 млн в 2013 г.), уже традиционно являются одной из сфер, где Москва разворачивает торговую войну с Киевом во времена ухудшения политических взаимоотношений. Как правило, основным плацдармом становится экспорт сыров. Украина продает в РФ сыров больше, чем других видов молочной продукции вместе взятых: в 2013 г. на сыры пришлось $ 314 млн экспорта. Слабость нашей страны в том, что российский рынок — ключевое направление для экспорта украинских сыров. В 2013 г. на РФ пришлось 87 % всего украинского сырного экспорта, и Россия этим пользуется.
Так, в феврале 2012 г. Москва ввела запрет на ввоз сыров некоторых украинских производителей из‑за обнаружения в их составе пальмового масла. Тогда под эмбарго попали предприятия не только из входящих в «Милкиленд-Украина», но также из группы компаний «Молочный альянс», компании «Альмира» («Гадячсыр») и «Бель Шостка Украина». Из-за невозможности поставлять продукцию в РФ компании даже вынуждены были закрыть отдельные производства. После переговоров с Киевом Москва начала с апреля того же года постепенно снимать запрет. К августу объемы экспорта сыров в РФ вернулись на уровень начала года, хотя контроль каждой партии украинских сыров при их ввозе в Россию продолжался еще до апреля 2013 г.
Впрочем, перемирие было недолгим. Уже в июне 2013 г. у Роспотребнадзора снова появились претензии к сырам «Милкиленд-Украина» и «Гадячсыр» из‑за обнаружения антибиотиков, и в августе в отношении их продукции был введен трехмесячный режим усиленного лабораторного контроля. Еще одно дежавю произошло в апреле 2014 г., когда российская санитарная служба запретила ввоз на территорию страны продукции шести украинских предприятий, производящих сыр, из числа входящих в «Милкиленд-Украина», «Молочный альянс» и «Альмира». Таким образом, введенные на прошлой неделе новые сырные санкции стали расширением уже действующего эмбарго.
Зоны риска
1 июля глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова заявила: у российской санитарной службы появились также новые претензии к качеству других видов украинской продукции, поступающей на их рынок.
Россия, Беларусь и Казахстан собирают доказательную базу, чтобы можно было применить к Украине приложение к договору о ЗСТ в СНГ
«Мы наблюдаем ухудшение качества продукции по целому ряду направлений и вынуждены констатировать: у нас увеличилось число негативных находок по сырам, молочной продукции, овощным консервам», — сказала она. Однако этими тремя видами товаров список не ограничивается. В июне в Ростовской области, как сообщил Роспотребнадзор, в ходе исследования пищевых продуктов украинского производства было обнаружено, что около 30 % не соответствовали обязательным требованиям, предъявляемым к качеству и безопасности пищевой продукции. «Это масложировая, кондитерская, соковая и алкогольная продукция, рыбные продукты и колбасные изделия», — сообщило ведомство.
Если исходить из истории торговых войн России с Украиной, то следующими, кто может столкнуться с блокадой, станут производители мяса и мясных продуктов, а также кондитерских изделий. Ограничения на поставку украинской говядины, свинины и курятины отдельных производителей Москва вводила в октябре 2010 г., июле 2011 г., сентябре 2012 г. и октябре 2013 г. От украинских кондитерских изделий Россия закрывала свой рынок в 2011 г., введя антидемпинговую пошлину на импорт карамели, и во второй половине 2013 г., запретив импорт продукции Roshen.
По всем фронтам
Пострадать от торговой войны между Россией и Украиной может не только отечественный пищепром. В конце июня в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) вице-премьеры России, Беларуси и Казахстана обсудили возможность применения к Украине приложения к договору о ЗСТ в СНГ, которое позволяет вводить внутри зоны свободной торговли ненулевые ставки пошлин для тех стран, которые заключили ЗСТ с другими государствами. Использовать этот механизм можно, если ЗСТ страны-участника (Украины) с третьей страной (ЕС) привела к существенному росту импорта через «пересечение» зон свободной торговли в СНГ. При этом ставки вводимых импортных пошлин не могут быть выше обязательств ВТО. Пока решили не прибегать к таким мерам. Но это не окончательный вердикт. «Не исключаю, что впоследствии такое решение может возникнуть уже по конкретным отраслям, по конкурентным товарам при наличии соответствующих обстоятельств и доказательств», — заявил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.
Решить проблему как санкций, так и повышения пошлин в рамках ЗСТ в СНГ Киеву будет непросто. Теоретически оспорить санкции можно через ВТО, поскольку и Россия, и Украина являются ее членами. Однако такой подход не обещает скорого решения. Более того, прецедента решения споров с РФ через ВТО у Киева нет — обычно он предпочитал решать все торговые споры с Москвой в двустороннем формате. Что касается повышения пошлин в рамках ЗСТ в СНГ, то здесь Всемирная торговая организация бессильна и, по словам Устенко, придется искать компромисс непосредственно через переговоры с РФ и другими странами ТС. Согласно договору о ЗСТ в СНГ, на консультации отводится два месяца, после чего при отсутствии компромисса спор отдается на рассмотрение комиссии экспертов. С этого дня и до момента выполнения решения комиссии, включая аппеляцию, может пройти год и один месяц. А значит, и этот вопрос Украине быстро не решить.