Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку подсчитала номинальную стоимость украинских именных ценных бумаг, находящихся в собственности нерезидентов (10 % акций эмитента и больше) в І квартале 2014 г. Суммарно нерезиденты из 51 страны мира вложили в акции украинских предприятий около 117 млрд грн.
Выход из тела
Топ-15 юрисдикций иностранных инвесторов почти на 8 % снизили объем средств, вложенных в отечественные акции, — с 123 млрд грн в IV квартале 2013 г. до 114 млрд грн в І квартале этого года. Инвесторов пугает неопределенность, поэтому они выводят деньги из Украины. Кипрские инвесторы в І квартале владели акциями украинских предприятий на общую сумму 50,8 млрд грн, а в предыдущем отчетном периоде эта сумма составляла почти на 2 млрд грн больше.
«Как видно по динамике за І квартал, чуть более 4 % инвестиций из Кипра было выведенно из Украины, что в в годовом эквиваленте уже составляет порядка 17 %. Это уже предпанические настроения, но учитывая что кипрские капиталовложения имеют в большинстве случаев украинские корни, с уверенностью можно говорить о предпанических настроениях именно среди украинских инвесторов», — говорит заместитель руководителя налоговой практики компании «Бейкер Тилли Украина» Андрей Репа.
4 % кипрских инвестиций в украинские акции были выведены из нашей страны в І квартале
Несмотря на отток кипрских средств, остров все еще лидирует по инвестициям. На него приходится более 40 % всех вложений нерезидентов, владеющих 10 % и более акций украинских предприятий. По прогнозам экспертов, к концу года Кипр может утратить лидерство. «Снижение кипрских инвестиций до конца года может составить от 10 до 30 %», — говорит главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран.
Этому поспособствует конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов на доходы и имущество, вступившая в силу 1 января. Статья 10 этой конвенции предусматривает ставку на дивиденды в размере 5 %, если собственник владеет не менее 20 % капитала компании, которая выплачивает дивиденды, или инвестировал в покупку акций или других корпоративных прав не менее € 100 тыс. В других случаях налог на дивиденды составляет 15 %. Пока этот документ еще не вызвал перестраивания структур компаний, в собственниках которых числятся кипрские компании, говорит Репа. Но уже к концу года до 30 % кипрских инвестиций в украинские компании могут быть переведены в другие юрисдикции.
Перестановка сил
По словам аналитиков, рост инвестиций из Нидерландов на 0,8 млрд грн (до 12,8 млрд грн) может говорить о том, что часть кипрских денег были выведены с острова и заново заведены в Украину уже через нидерландские компании. «После кризиса на Кипре бизнес начал активнее использовать голландские компании», — подтверждает управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман.
Также часть «сбежавших» с Кипра средств, возможно, уже вернулась в Украину, просто сменив прописку в рамках одних структур на британскую, размышляет Репа. Прирост инвестиций из Великобритании в І квартале составил около 160 млн грн. Пика структурных изменений Репа ожидает в IV квартале этого года.
В зону риска попали и собственники-нерезиденты из России, на долю которых по итогам І квартала приходилось 20,7 млрд грн вложенных в украинские акции средств. 27 мая в Российской Федерации вступил в силу закон «О контролируемых иностранных компаниях». Согласно документу, российские налоговые резиденты, владеющие более чем 10 % капитала в зарубежной компании, будут учитывать в совокупном доходе в том числе нераспределенную прибыль иностранных компаний. «Особенно настораживает вывод итальянскими инвесторами порядка 650 млн грн в І квартале. Итальянский капитал не связан с украинскими корнями. В СМИ о масштабном выводе из Украины средств итальянцами в І квартале информации нет. Надеюсь, такое бегство из Украины связано с экономическими проблемами в Италии, а не с нашими революционными событиями», — говорит Репа. Также эксперт обращает внимание, что даже в пик революционных событий немецкие и французские инвесторы не уменьшали свои вложения в украинские акции. К примеру, Франция увеличила свои инвестиции в акции украинских компаний в І квартале почти на 200 млн грн (до 3,7 млрд грн), а инвестиции Германии фактически не изменились, составив 6,7 млрд грн.