Объявленные недавно реформы, помимо внедрения связи 3G и 4G, включают и перевод государства на электронное управление. «Первоочередными должны стать реформы госслужбы, нам не надо столько госслужащих… а только внедрение электронного управления», — сказал недавно президент Петр Порошенко. «Создание механизмов электронного госуправления в Украине вполне реально. Причем не только на центральном уровне, но и на местах. И это продемонстрировала, например, Винница (наиболее развита в сфере ІТ в управлении — «Капитал»)», — говорит директор по технологической политике «Майкрософт Украина» Михаил Шмелев. По его словам, такие проекты в большей степени требуют политической воли, при этом технологических ресурсов — достаточно.
Равнение на прибалтов
По легенде западных стран электронное правительство побеждает коррупцию и позволяет экономить на чиновниках. В «Софтлайн-ИТ» подсчитали, что автоматизация процессов ускоряет работу госструктуры в 5‑6 раз. Соответственно, растет скорость деловых процессов по всей стране. Например, чем быстрее предприниматель оформит груз на таможне, тем быстрее он поступит в торговые сети.
Маленькая Эстония, например, ежегодно экономит за счет e-government сумму, равную 2 % от ее ВВП. Теоретически, если бы таких же результатов добилась Украина, общая сумма экономии составила бы почти 29 млрд грн или 6,5 % годовых бюджетных расходов.
Только на выборы страна тратит около 2 млрд грн (печать и обработка бюллетеней — недешевое удовольствие), а в электронном виде они обошлись бы в несколько сот миллионов, по оценкам специалистов. Правда, управляющий директор Центра европейского развития Украины Яника Мерило с выборами советует не спешить. «Думаю, голосование будет одной из последних функций, которая реально переедет в интернет», — рассуждает она. Для этого нужен высокий уровень доверия и к технологии, и к правительству, нужно поменять привычки. «В Эстонии, хотя основными услугами электронного государства, такими как налоговая, таможня, банковские переводы, электронная школа, цифровая выписка, пользуется более 98 % населения, через ИД-карточку голосует только треть населения, хотя выборы запустили первыми в мире в 2005 г.», — отмечает она.
К слову, по словам менеджера одной из крупных ІТ-компаний, 1 млрд грн, который был потрачен в 2012 г. на организацию видеонаблюдения на выборах, вполне бы хватило, чтобы внедрить полноценное электронное голосование.
Черная дыра
Восторженные возгласы о e-government звучат с трибун украинских чиновников еще с 1995 г. Но на практике который год подряд Украина не экономит, а только тратит средства на его внедрение. Непосредственно целевых средств на этот проект по словам начальника департамента по информатизации при Госинформнауки Вадима Горюшко за все время его существования выделено не много — до 100 млн грн. Однако на нужны по информатизации других ведомств потрачены миллиарды гривен. На железо, лицензии, консалтинг, внедрение и сопровождение.
При этом к электронному правительству подготовлено пока далеко не много. Заместитель начальника профильного департамента Госинформнауки Виталий Окнов говорит, что ежегодно только через согласование его ведомства проходят информационные проекты госструктур в размере 300‑400 млн грн.
Не рубите сук…
Несмотря на явные черные дыры в сфере ІТ-подготовки в госорганах, нельзя сказать, что подготовка к внедрению e-government не проведена. С прошлого года в тесте работает ядро системы, налажен тестовый обмен данными между некоторыми ведомствами (ежемесячно обрабатывается около 30 тыс. электронных документов).
Чтобы создать сайт админуслуг, через который граждане и бизнес будут общаться с государством, получать электронные справки, выписки, оплачивать квитанции штрафы и пр., между собой для начала нужно замкнуть основные реестры. Госинформнауки в этом году провело инвентаризацию. Выяснилось, что в общей сложности в стране у государства их около 160, говорит Окнов. А подключить к системе обмена нужно будет 20 основных реестров, предварительно решив не только технические, но и юридические сложности по обмену данными между ними. Это все сложно и долго, сетуют чиновники. «Внедрение системы автоматизированного обмена информацией между ведомствами сделает ненужными многие должности и приведет к сокращениям в госструктурах — возможно это и есть причина, по которой тормозятся процессы информатизации госорганов», — делится своей версией происходящего Юрий Сивицкий, соучредитель «Софтлайн-ИТ».
Волшебная бумажка
Второй важный момент перехода в e-government— переход госструктур на электронный документооборот. По словам Виталия Окнова, есть «психологический» нюанс. Не каждый человек готов получить галочку в электронной системе вместо бумажке с мокрой печатью. Боязно. А вдруг обманули и не будет, чем доказать свою правоту. В этой сфере локомотивом изменений должен стать сам Кабмин, с которым многие структуры волей-неволей должны обмениваться информацией. Правительство, по словам Окнова, уже обзавелось необходимым количеством электронных подписей для первого этапа и до сентября буцдет проводить эксперимент: бумажный документ будет работать параллельно с электронным. После этого следующий этап — отказ от бумажек.
Сейчас неплохо подготовлено к пользованию электронными документами Министерство доходов и сборов. Но таких примеров пока мало. «Когда в ряде ведомств попробовали просто перенести бумажные документы в электронный вид, то получили электронные документы, которые все равно нужно заполнять вручную информацией из все тех же бумажных документов-справок», — отмечает Сивицкий.
Не справочник, а сервис
Следующий шаг — «единое окно». Это портал, через который государство на базе упомянутых нововведений будет общаться с гражданином или бизнесменом, оказывать ему различные административные услуги. По логике вещей его основа уже заложена — портал kmu.gov.ua, в который уже было вложено много денег. Но в 2012 г. обязательства по созданию нового портала были возложены на Минэкономразвития. В результате в конце прошлого года появился ресурс poslugi.gov.ua, который выглядел как копия интерфейса Windows 8. Сейчас он больше похож на справочно-информационный ресурс, а не на портал услуг.
«Сайт не должен быть «витриной», — подчеркивает Сивицкий. По его словам, итогом запроса должен быть не ответ с перечнем чиновников, которые занимаются этим вопросом и расписанием их работы, а решение вопроса, по которому обратился пользователь. «Технических препятствий для разработки и запуска таких сайтов у нас сейчас нет — электронную цифровую подпись (способ идентификации пользователя) в Миндоходов и сборов выдают бесплатно, системы электронного документооборота тоже есть», — подчеркивает эксперт.
Деньги из статистики
Примечательно, что открытые данные из реестров упрощают не только их обработку в госорганах, но и позволяют неплохо заработать на их вторичном применении в разнообразных приложениях и вебсайтах. В ЕС рынок открытых данных к 2020 г. должен составить € 206 млрд, сказано в описании Национального портала открытых данных data.gov.ua, который был создан при поддержке Microsoft и Кабмина в Украине только в апреле 2014 г. Сейчас ресурс работает в тестовом виде.
В перспективе благодаря переводу государственных реестров в электронный вид появятся огромные массивы данных. На их базе смогли бы выстроиться серьезные информационные бизнесы.
Масштабы впечатляют уже сейчас. Например, компания ABBYY недавно перевела весь земельный кадастр в электронный вид. Информация примерно о 20 млн земельных участков была разбросана по 700 разным земельным агентствам. За три месяца было оцифровано почти 100 млн документов разного качества и состояния. Теперь каждый участок имеет точные координаты, чертеж, имя владельца. «Отсутствие единого реестра приводило к тому, что никто не знал, сколько таких владельцев в Украине, какие существуют участки и кому они принадлежат», — рассказывает генеральный директор ABBYY в Украине Виталий Тищенко.
Поговорили — и в спячку
Несмотря на перспективность систематизации данных государства и заявления президента, этим летом в сфере информатизации снова глухо. В начале лета стало известно о загадочном постановлении Кабмина, которое якобы было принято. Оно передавало полномочия по запуску электронного правительства от Минобразования (и подконтрольного ему Госинформнауки) к Министерству регионального развития и ЖКХ.
Министр регионального развития, строительства и ЖКХ Владимир Гройсман должен был создать новое Агентство по вопросам внедрения e-government. На сайте Кабмина в начале июля появлялись его заявления, что это произойдет очень скоро — в течение месяца. Но как сообщили «Капиталу» несколько сотрудников Госинформнауки, постановление до сих пор так и не было подписано. Поэтому все просто ждут дальнейших указаний.
Тяжелый выбор
На прошлой неделе прогремела еще одна важная новость для развития ІТ в государстве. Заместителем главы АП стал экс-директор «Майкрософт Украина» Дмитрий Шимкив, который возьмется за внедрение электронных систем в администрации президента, а также может посоветовать главе державы ускорить процесс внедрения e-government и по всей стране в целом.
ІТ-сообщество ждет от Шимкива новостей: либо он останется верен Microsoft и на базе его решений в стране будет строиться электронный документооборот (обязательное требование — на компьютерах должны быть установлены Windows и Office). Либо советник президента по ІТ поддержит местных разработчиков и попытается построить e-government на основе открытого кода. Участники рынка считают, что это будет на 30 % дешевле. «Microsoft, имея огромный международный опыт в области электронного правительства, готова помочь стране», — подчеркивает Михаил Шмелев.
НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ ДЛЯ УКРАИНЫ
Eesti.ee. Окно в Эстонию
В Эстонии практически нет таких услуг, которые невозможно получить по интернету. Электронное правительство в этой стране подразумевает обмен данными между всеми участниками системы — государственными и частными — через единую точку. Больницы хранят информацию о пациентах в электронном виде, выдают электронные рецепты, а пациенты записываются в электронные очереди. В школах ведутся электронные дневники, в судах и налоговой — электронная документация. Получить электронную услугу или доступ к реестрам можно через портал Eesti.ee. В качестве идентификатора личности, с помощью которого происходит авторизация, используется ID-карта.
Государственные услуги и информация онлайн. Портал Казахстана
Электронное правительство Казахстана включают в себя десятки реестров, баз данных, сотни приложений и сервисов. Это, например, реестры физических лиц, недвижимости, система электронного документооборота, интранет-портал государственных органов.
Пользовательская часть — это портал egov.kz, где предоставляется полный комплекс административных услуг. Через интернет можно подать заявление на регистрацию брака или документы на присуждение президентской стипендии. За 15 минут можно зарегистрировать юридическое лицо или рождение ребенка, при этом подать заявление на назначение пособий и поставить ребенка на очередь в детский сад.
Пять электронных государственных услуг, которые уже можно получить в Украине
1. Налоговые услуги, как то подача электронной отчетности и доступ к реестру налоговых накладных. Установив специальное программное обеспечение, бухгалтер предприятия может, к примеру, проверить, насколько «зеленым» является контрагент.
2. Электронные билеты на поезд. Пассажир может заказать билет на сайте «Укрзалізниці» и распечатать на домашнем принтере. Все электронные документы имеют статус фискального чека.
3. Услуги ЖКХ. Оплатить коммунальные услуги можно через интернет с помощью платежных сервисов, таких как Portmone, EasyPay, iPay, Plategka.
4. Оплата штрафов ГАИ. Система Госказначейства распознает платежные квитанции, сгенерированные на сайтах платежных сервисов (например, Ukrpayment).
5. Банковские услуги. Разработанная НБУ Национальная система массовых электронных платежей позволяет клиентам украинских финучреждений рассчитываться с помощью платежных карт, использовать мобильные и онлайн-платежные инструменты.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ УКРАИНЦЕВ
Единый государственный портал административных услуг, poslugi.gov.ua
Разработан Госудасртвенным научно-исследовательским институтом моделирования экономики на платформе DoCSoft по заказу Министерства экономического развития и торговли.
Портал находится в процессе разработки и тестирования и на данный момент исполняет сугубо информативную функцию. На сайте указан перечень административных услуг, их описание, нормативно-правовые акты, которыми они регулируются. Есть информация о ведомствах, которые отвечают за предоставление тех или иных услуг и контакты учреждений, где эти услуги оказывают.
Национальный портал открытых данных, data.gov.ua
Совместная инициатива сообщества SocialBoost и компании Microsoft при поддержке Кабмина, Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, Госагентства по вопросам науки, инноваций и информатизации.
Портал предоставляет доступ к государственным реестрам, статистике и данным ведомств, полученным на основании закона «О доступе к публичной информации». В будущем инициаторы проекта планируют передать функцию управления и обновления данных на портале самим этим ведомствам.
Нарада. Платформа е-демократии, nr.org.ua
Инициатива общественной организации «Нарада»
Цель проекта — предоставить интернет-пользователям возможность голосовать «за» или «против» инициатив власти. При желании пользователи могут передавать свои полномочия по голосованию другим пользователям. Портал интегрирован с социальной сетью Facebook (авторизация по аккаунту).
По словам одного из инициаторов Максима Кутного, первые документы для голосования — проекты решений Киевского городского совета — появятся на сайте уже в ближайшие дни.
С ЧЕГО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ НАЧИНАТЬ ИНФОРМАТИЗАЦИЮ СТРАНЫ И ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ?
Юрий Сивицкий, соучредитель компании «Софтлайн ИТ», вице-президент ассоциации «ИТ Украина»
У нас в стране сейчас воцарился управленческий хаос. А хаос автоматизировать невозможно.
Нужно начать с упрощения процедур и удаления всех лишних звеньев — в предыдущие годы была начата дерегуляция, но затем ее внезапно прекратили по неизвестным причинам. Многие законы и правила противоречат друг другу. И пока мы не устраним эти проблемы, система госуправления будет сбоить. Неважно в каком виде — электронном или бумажном. У нас есть печальный пример центров админуслуг. На прием к чиновнику можно попасть только по записи в электронной очереди. Внутри здания очереди исчезли, но они образовались перед ним — нужно занимать обычную очередь с 5 утра, чтобы записаться в электронную. Получается, процесс лишь усложнили...
Яника Мерило, управляющий директор Центра европейского развития Украины
Крайне важно создать работающую государственную стратегию для развития услуг, стандарты, методы идентификации личности, работающую в том числе на государственном уровне цифровую подпись, а также законодательство, поддерживающее её развитие. Драйвером могут быть услуги, которые уже внедрены и в которых частный сектор может поддержать государство. Например, в Эстонии цифровая подпись создалась телеком-операторами и банками для своих клиентов, а потом она была принята и в государственное пользование.
Что касается функционала, начинать можно с документооборота на госуровне и постепенно запускать услуги для населения. Думаю, голосование будет одной из последних функций, которые реально перейдут в интернет. Для этого нужен высокий уровень доверия и к технологии, и к правительству — нужно поменять привычки. В Эстонии основными услугами электронного правительства (налоговая, таможня, банковские переводы, электронная школа, цифровой рецепт) пользуется более 98 % населения. Однако через ID-карточку голосует только треть населения, хотя эстонцы первыми в мире запустили интернет-голосование в 2005 г.
Виталий Тищенко, генеральный директор «ABBYY Украина»
В нашей стране практически все, даже самые простые и регулярные процедуры, к примеру получение паспорта, находятся на уровне стандартов восьмидесятилетней давности. До недавнего времени автомобилисты даже не могли оплачивать штрафы в онлайн-режиме. Сейчас, когда такая процедура уже существует, получить гарантию того, что оплата прошла, невозможно. Не стоит также забывать об архивах документов, которые хранятся десятки лет в бумажном виде. Объем неструктурированной, но важной для граждан информации в таких архивах огромен.
Поэтому не нужно выделять приоритетное направление для информатизации общества. Электронное правительство, сервисы, отчётность, выборы, коммуникации — всё это должно внедряться в ускоренном режиме.
Тарас Козак, представитель NVision Group в Украине
Разные страны по-своему внедряли проекты электронного правительства. Поэтому эталона в этом вопросе нет. Внедрение e-government — это не просто запуск очередной информационной системы и инсталляция её на рабочие места госслужащих.
Это коренной перелом и перестройка всех процессов обработки информации и порядка принятия решений во взаимодействии граждан и государства, предприятий и государства. Поэтому считаю, что начинать необходимо с тех областей, в которых может быть обеспечена максимальная поддержка со стороны руководства страны, где реализация такого решения будет способствовать достижению первоочередных целей по реформированию нашего государства.
Михаил Шмелев, директор по технологической политике «Майкрософт Украина»
Очень важно создать должность главного технического министра, который станет единственной и независимой точкой принятия решений по разработке технологических требований и подходов для повышения эффективности работы государственных органов. Обязательно необходимо провести инвентаризацию существующих ресурсов — инфраструктуры, системы идентификации, решений для обеспечения безопасности. Это позволит минимизировать расходы на обеспечение работы систем электронного правительства, сделать более прозрачными работу госслужащих и выполнение ими конкретных задач в интересах граждан.
Новый вызов — это кибербезопасность. Поэтому крайне необходимо отказаться от использования в госорганах бесплатных почтовых ящиков, внедрить единую защищённую систему коммуникации — от почты до сервиса мгновенных сообщений, включающую защиту в том числе мобильных устройств.
Необходима стандартизация системы документооборота и постепенный переход на облачные решения.