Один из лучших британских режиссеров современности Стивен Фрирз рассказал, почему не остался в Голливуде

Один из лучших британских режиссеров современности Стивен Фрирз рассказал, почему не остался в Голливуде
Фото: FOTOBANK.UA

Стивен Фрирз предпочитает формулировать свои мысли коротко и несколько провокационно: «У меня нет особого стиля» или «Я не понимаю современное кино, оно слишком серьезное». У него нет кинематографического образования, а в кино он пришел из театра и почти случайно.

В начале карьеры Фрирз брался за любую работу — снимал, к примеру, сериалы и рекламные ролики. Сегодня на счету 73‑летнего режиссера и продюсера шесть десятков лент — телевизионных и для большого проката. «Я не люблю пересматривать свои старые фильмы. Ведь если они покажутся мне плохими, я расстроюсь. А если они покажутся мне хорошими — я тоже расстроюсь, потому что буду думать, что растерял весь талант», — с иронией рассуждает Фрирз. Некоторые его фильмы действительно были не слишком удачными.

Например, «Мэри Райли» — мистическая драма о служанке в доме знаменитого доктора Джекила, страдающего от развдоения личности, с Джулией Робертс и Джоном Малковичем в главных ролях. Лента вышла в 1996 году — голливудский период Фрирза. И стала не только самой высокобюджетной работой режиссера, но и самой провальной: при бюджете в $ 47 млн фильм собрал в мировом прокате всего $ 12,4 млн. А также получил номинацию на анти-«Оскар» — «Золотую малину». Но гораздо больше картин Фрирза входят в классику современного кино и отмечены «Оскарами», «Серебряными медведями» в Берлине и «Пальмовыми ветвями» в Каннах. Среди самых известных работ Фрирза — драма «Опасные связи» с Джоном Малковичем и Мишель Пфайффер в главных ролях, романтическая комедия «Фанатик» с Джоном Кьюсаком, ироничная комедия о жизни среднего класса в английской глубинке «Неотразимая Тамара» и драма «Королева» о том, как Елизавета II восприняла новость о гибели принцессы Дианы.

Последний из вышедших фильмов режиссера — драма «Филомена» (2013). Основанная на реальных событиях история о женщине, у которой католические монахини отобрали ребенка, и спустя много лет она решила его разыскать, получила приз за лучший сценарий на Венецианском кинофестивале в 2013 году и четыре номинации на «Оскар». Сейчас Фрирз заканчивает картину о велосипедисте Лэнсе Армстронге, который победил рак, выиграл несколько гонок «Тур де Франс», а затем потерял все награды из‑за употребления допинга. У картины пока нет названия. «Это не совсем биографическая драма, — рассказал режиссер «Капиталу» во время своего визита на Одесский международный кинофестиваль. — Просто я пытаюсь описать то, что кажется мне трагичным: человек разрушил свою жизнь. Но я не занимаю ничью сторону».

— Представьте человека, который не видел ни одного вашего фильма. С чего ему лучше начать?
— Понятия не имею. Может быть, с одного хорошего небольшого фильма, который я снял в 1993 году для ирландского телевидения, — «Шустрая».

— Это телевизионный фильм, с ТВ вы начинали, и в вашей фильмографии таких работ — примерно половина. Есть ли для вас разница: снимать телевизионный фильм или кино для большого экрана?
— Да. Фильмы для большого экрана — значительно дороже. И выглядят по‑другому. Они более пугающие. В них чувствуется давление денег.

— В условиях давления денег находите ли общий язык с продюсерами?
— Да, они в основном мои друзья. Нам приходится как‑то выживать вместе.

— Выживать? То есть британское кино сейчас переживает не лучшие финансовые времена?
— Очень-очень сложно найти деньги. Значительная часть нашего кино — это почти аутсорсинг для Голливуда, то есть мы делаем фильмы для голливудских студий. Но есть независимые британские картины — я делаю именно такие. Они довольно дорогие. А Великобритания — очень и очень маленькая страна. Поэтому сложно найти не только деньги, но и качественный занимательный материал, который был бы интересен и в других частях мира.

— Легче ли найти финансирование в Голливуде?
— Ну, в Америке есть система, что‑то вроде фабрики. У них есть консультанты, аудитория, для нее они делают фильмы. Они редко снимают что‑то рисковое, вызывающее.

— Поэтому вы вернулись из Голливуда и не остались там работать?
— Я никогда по‑настоящему не уезжал из дома. Я снимал фильмы в Америке — поэтому и знаю, как там все устроено. Они очень умны, хорошо делают свою работу. Но, полагаю, у них нет тяги к приключениям. Хотя и любящие приключения режиссеры в Америке тоже есть, они снимают совсем другое кино.

— Таким «другим кино» сейчас выглядят большие сериалы, как, например, «Игра престолов». Влияют ли они на расстановку сил в современной киноиндустрии?
— Я не смотрел «Игру престолов» — я принадлежу к этому, наверное, самому малому меньшинству в мире. Но я понимаю, что нравится в ней молодежи. Мои жена и дочь, например, обожают «Во все тяжкие», потому что это оригинальная и интересная история. «Игра престолов», насколько я знаю, тоже такая. Насчет влияния на структуру индустрии — не знаю, не могу говорить не глядя. Но это все — продукты американского телевидения.

— С американским телевидением вы тоже уже сотрудничали — снимали в прошлом году для американского канала НВО телефильм «Главный бой Мухаммеда Али». Есть ли планы продолжать сотрудничество и снять большой сериал, как сейчас поступают многие именитые режиссеры?
— Да, я снял один телефильм — это была очень интересная история об одном из серьезных и малоизвестных эпизодов в жизни Мухаммеда Али. Получилось очень хорошо. Но это совсем не «Игра престолов». Продолжать? Нет, пока не собираюсь.

— Говорят, в Голливуде заканчиваются идеи — судя по количеству сиквелов и римейков. Так ли это?
— Не знаю насчет историй, но они загоняют себя в экономическую смирительную рубашку. Проблема в том, что им не удаются скромные небольшие фильмы. Но я думаю, что со временем люди выйдут из этого положения, потому что иначе перспективы пугающие.

— Сложно ли вам находить новые истории?
— Да. Но в этом и заключается моя работа — находить нечто новое, необычное и интересное. Надеюсь, у меня это получается лучше, чем у других.

Досье

Британский режиссер родился в 1941 году в Лестере, Англия. Изучал право в Тринити колледже, Кэмбридж. После окончания колледжа работал помощником режиссера на нескольких фильмах, а затем устроился режиссером на канал ВВС. Первый полнометражный художественный фильм — детективную пародию «Галоши» — снял в 1971 году. Международный успех пришел к Фрирзу после выхода романтической мелодрамы «Моя прекрасная прачечная» в 1985 году (картина также запустила карьеру тогда начинающего актера Дэниела Дэй-Льюиса).

Режиссер снял 60 телевизионных фильмов и картин для большого проката, а также спродюсировал 11 лент. Дважды номинировался на «Оскар»: в 1990 году за «Кидал» и в 2006 году за «Королеву». В 1999 году получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале за «Страну холмов и долин». Вообще же на счету режиссера — 55 международных наград и еще 54 номинации. В 2009 году Фрирз выступил председателем жюри Каннского кинофестиваля.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама