Кабинет министров снял с органов местной власти обязательства согласовывать экономическую обоснованность коммунальных тарифов с Государственной инспекцией по контролю за ценами. Это предусмотрено соответствующим постановлением правительства, которое нивелировало нормативный акт, принятый в прошлом году Кабмином Николая Азарова. При нем территориальные органы Госценинспекции должны были давать свои заключения относительно плановых расходов предприятий, которые предоставляют услуги централизованного отопления и горячей воды. При этом права коммунальных ревизоров распространялись исключительно на те составляющие тарифов, которые не входят с сферу полномочий Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование коммунальных услуг.
Сырая реформа
Прошлогодняя инициатива правительства ввести Госценинспекцию в процесс тарифообразования была связана с частыми случаями необоснованных пересмотров цен. В июне-июле 2013 года сразу в нескольких областях местные власти подняли расценки на коммунальные услуги, что спровоцировало протесты жителей. Это послужило поводом для повсеместного аудита тарифов ЖКХ. Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ (Минрегионстрой), проанализировав отчет рабочих групп, пришло к выводу, что в более половины случаев пересмотр тарифов происходил с нарушениями. В связи с этим наличие ревизора в лице Госценинспекции должно было позволить избежать необоснованных расценок, говорили при прежнем руководстве в Минрегионстрое. Впрочем, некоторые мэры неофициально отмечали, что основная цель, которую ставило тогда правительство, — заморозить рост тарифов, обеспечив электоральную поддержку действующей на тот момент власти. В любом случае, как оказалось на практике, в городах не были готовы к таким переменам. Точнее, не подготовлены были региональные отделения Госценинспекции. «В связи с отсутствием территориальных органов у Госценинспекции получение таких заключений было сложным и длительным по времени», — сообщила накануне пресс-служба Кабмина.
Госценинспекция почти за год так и не смогла стать полноценным ревизором коммунальных тарифов. Для этого ведомству не хватило региональных представительств
К тому же выводы инспекции об экономической обоснованности тарифов нужно было получать как при повышении, так и при снижении цен, уточняет аналитик Ассоциации городов Украины Ярослав Рабошук. По словам эксперта, действовавшее с августа прошлого года требование создавало множество бюрократических препятствий для муниципалитетов. «Из-за отсутствия структурных подразделений Госценинспекции в областях чиновники из городов должны были ехать в Киев, чтобы получить вывод», — рассказывает Ярослав Рабошук. При этом, как отметил аналитик, основная проблема в связи с этой процедурой была в том, что в облцентрах при сдаче в эксплуатацию и передаче на обслуживание в жэках новых домов необходимо было устанавливать тарифы на услуги по содержанию домов и придомовых территорий. «Из-за отсутствия отделений инспекции физически нельзя было получить предусмотренный законодательством вывод. В связи с этим даже в Госценинспекции поддержали решение правительства отменить это бюрократическое согласование», — отметил Рабошук.
Необязательная процедура
Впрочем, несмотря на ряд отрицательных факторов, выводы инспекции зачастую необходимы, так как в небольших населенных пунктах нет своих специалистов, способных провести аудит коммунального предприятия и определить обоснованность расчетов коммунальщиков. Но в малых городах, уточняет Ярослав Рабошук, этот вопрос не стоит так остро ввиду нечастого и несущественного повышения тарифов. По мнению председателя Ассоциации малых городов Украины, мэра г. Украинка Павла Козырева, необходимость в ответственном госоргане за проверки тарифов на местах если и есть, то в любом случае такое ведомство не должно стать инструментом искусственного сдерживания формирования тарифов. Потому, по мнению мэра, если подобные контролеры появятся, их решения должны быть не обязательными, а рекомендательными.