Украина, подписав Договор об ассоциации с ЕС, берет на себя огромное количество обязательств, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Многие из них пока невозможно выполнить, так как в Украине нет еще четкого законодательства в этих вопросах. Например, у нас до сих пор нет механизма сбора роялти за исполнение музыкальных и показ видеопроизведений. Нет никакого контроля патентного троллинга. Хитрецы до сих пор регистрируют предметы быта, чтобы попытаться в будущем заработать на их импорте.
«Неправильные» названия
Но самое главное европейское нововведение, которое может в очень скором времени сказаться на украинском бизнесе, касается самих названий товаров и услуг. Подписав соглашение, Украина предоставит Европе ряд гарантий по защите торговых марок.
Одна из основных норм прописана очень строго: «Продукты, произведенные и маркированные в соответствии с национальным законодательством до того, как настоящее соглашение вступило в силу, но не соответствующие требованиям соглашения, могут продаваться, пока не закончатся на складе». То есть следующую партию товара производить будет рискованно.
Поэтому если европейские производители захотят вытеснить с местного рынка товары и услуги с «неправильными» названиями путем запретов на сбыт и экспорт, им сейчас все карты в руки. По словам партнера международной юридической группы AstapovLawyers и руководителя департамента интеллектуальной собственности Натальи Мещеряковой, европейцы могут оспорить ТМ, зарегистрированные с недобросовестными намерениями, а также бренды, идентичные или схожие с торговыми марками, которые присутствуют в Евросоюзе. Главное, чтобы в Европе они появились до даты подачи заявки украинской компании на бренд. Госслужба интеллектуальной собственности пока не дает никаких разъяснений.
Спиртные и сырные поблажки
Временные поблажки есть лишь для нескольких групп товаров. Например, названия алкогольных напитков, защищенных на общеевропейском уровне, — «шампань», коньяк, мадера, портвейн, токай, херес и другие — можно использовать в украинских названиях еще десять лет, названия сыров фета, пармезан, рокфор — еще семь лет. Украина также может продолжать употребление названия «Кагор» на собственной территории для украинских крепленых вин. Но соблюдать жесткие требования к его производству.
Строго в европейское законодательство и к территориальным привязкам в названиях брендов. «Соглашение нацелено на то, чтобы в Украине охранялись европейские географические названия, а за рубежом — украинские», — отмечает Мещерякова. В приложениях к договору приведен небольшой список географических названий, по которым у нашей страны сохраняется приоритет. Например, «черноморский», «аркадия», «славута», «таврия», «галичина» и даже загадочная «шампания» (так называется село в Черкасской области). Поэтому, как вариант, «Шампанское» через десять лет можно переименовать в «Шампаниевское», если европейцы засыплют претензиями.
Многие страны сохранили у себя, например, название «коньяк», отмечает маркетинг-директор винно-коньячной группы УАК ОЛИМП (ТМ «Бахчисарай») Жанна Никитина. Например, Армения, в отличие от Украины, сумела договориться с Францией, которая позволила ей использовать слово «коньяк» в названии своей продукции. Виноделы США, которые столкнулись с аналогичными требованиями ВТО, используют название California Champagne — «Калифорнийское шампанское». Конгресс США отклонил претензии французских производителей и принял уточняющий закон. «Грузия продает у нас свой «коньяк», Молдавия на этикетках обозначает продукт как «Дивин» и «молдавский коньяк», — говорит Никитина.
Согласно нормам ЕС, если географическое происхождение товара или услуги может ввести потребителя в заблуждение, его тоже можно оспорить. Причем иностранец имеет все основания нажаловаться, например, на бренд «Чешское Пиво», которое произведено украинской компанией по всем канонам чешского пива и даже на территории Чехии. Главное здесь, что чехи были первыми и уже давно защищают свою региональную изюминку.
Пока называем как хотим
Стоит отметить, что в Европе также невозможна регистрация брендов, явно подчеркивающих определенные характеристики товаров, таких как вкус, качество, стиль. Считается, что все это тоже может ввести в заблуждение. Украинский реестр торговых марок сейчас пестрит такими названиями, как «здоровый сок» (пищепром), «профессионализм прежде всего» (сфера услуг), «снова дешевле» (телекоммуникации). Многие умудряются регистрировать даже общую форму товара, например бутылки. Это больше напоминает патент на промышленный образец, но никак не бренд.
Законодательная база для ограничения таких регистраций в нашей стране существует. И она порой очень схожа с нормами ЕС. Интеллектуальная собственность на бренды охраняется как Гражданским кодексом, так и специальным законом «Об охране прав на указание происхождения товаров». «Однако можно сказать, что защита их практически не работает. Это связано в первую очередь с незаинтересованностью украинских производителей алкогольной, пищевой продукции. Например, намного проще назвать сыр «Фета», чем придумывать новое название и доводить его до потребителя», — сетует патентный поверенный юридической компании IPStyle Мария Ортинская.
Найти без труда
После подписания Договора об ассоциации все компании, которые захотят поспорить о названиях, должны получить простой механизм поиска брендов. Ведь одним из ключевых обязательств, которое берет на себя Украина, является открытие для общего доступа электронной базы поданных заявок на регистрацию торговых марок. Аналогичные базы на сегодняшний день открыты во многих странах мира. «Это дает возможность отслеживать заявки, своевременно подавать оппозиции против регистрации тех ТМ, которые компания считает поданными с нарушением ее прав», — отмечает Мария Ортинская. В Украине же такая база поданных на регистрацию ТМ пока является закрытой, и информацию можно получить только заказав поиск в филиале «Укрпатента», стоимость которого составляет от 720 грн. за каждый бренд.
Не выйдет даже для своих
Наибольшую головную боль могут получить от договора с ЕС виноделы. «Мы настаивали только на том, чтобы продолжать использовать географические названия на территории Украины и продавать эту продукцию исключительно на внутреннем рынке, при этом обязались бы писать это название исключительно кириллицей, не претендуя на латиницу», — говорит директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Михайлечко.
Такое право является вполне обоснованным, поскольку среди украинских потребителей уже сформирован соответствующий сегмент покупателей. Но поддержки виноделы не получили. Поэтому они будут постепенно менять названия многих крепленых вин. Переход на новые наименования в любом случае будет связан с существенными финансовыми потерями для виноделов, говорит Никитина. Уменьшение производства только винной продукции с географическим наименованием на 50 %, по ее словам, приведет к значительным потерям поступлений в госбюджет за счет уменьшения налоговых сборов. «Считаю, что правительство должно отстоять право украинских виноделов использовать на внутреннем рынке наименование «коньяк Украины», поскольку все другие названия лишают этот напиток статуса», — резюмирует она.
Самые громкие споры украинских компаний в сфере интеллектуальной собственности
Wargaming
В сентябре 2013 г. одессит Александр Сидоров зарегистрировал торговую марку Wargaming для своего интернет-магазина, где продавались сувенирные модели военной техники для поклонников компьютерных игр World of Tanks, World of Warplanes и World of Battleships. Игры издаются белорусской компанией Wargaming.net LLP. Представитель этой компании, по словам Сидорова, связывался с ним еще до регистрации ТМ и просил безвозмездно передать права на доменные имена wargaming в зонах com.ua и net.ua. «По телефону звучали угрозы забрать эти доменные имена и закрыть бизнес», — утверждает Сидоров. Поэтому он решил обезопасить свое дело — зарегистрировать соответствующую торговую марку и домен первого уровня wargaming.ua. Представитель белорусской Wargaming подтвердил, что год назад интересовался, какую продукцию продает магазин Сидорова, но претензий к нему не было. Узнав, что Укрпатент зарегистрировал на одесского предпринимателя торговую марку, Wargaming подала в суд.
В июне Соломенский районный суд Киева начал производство по иску компании Wargaming.net LLP к Александру Сидорову и Госслужбе интеллектуальной собственности о признании своего торгового знака общеизвестным. Согласно данным судебного реестра, на последнем заседании 8 июля в качестве обеспечительной меры истец потребовал запретить передачу доменов wargaming.ua, wargaming.com.ua и wargaming.net.ua кому‑либо, кроме Wargaming.net LLP. Но суд отказал компании в удовлетворении этих требований.
«Маша и Медведь»
Российская компания «Маша и Медведь», создавшая одноименный мультипликационный сериал, только в 2013 г. зафиксировала в Украине более 150 нарушений прав на использование своих персонажей: Маши, Медведя, Зайца и Белки. Компания подала судебные иски к розничным сетям «Фуршет» и АТБ, которые использовали изображения героев при производстве кукол и кукурузных палочек, а также к «Метро Кеш энд Керри», где продавалась детская посуда с изображением героев мультфильма, и «Ашану». С АТБ еще в прошлом году было заключено мировое соглашение — ритейлер добровольно согласился выплатить компенсацию в размере 75 тыс. грн. Остальные решили судиться до конца.
Начатые в прошлом году суды подходят к завершению. Так, «Маша и Медведь» отсудила частичную компенсацию у «Метро Кеш энд Керри». «Фуршет» еще судится — его кассацию суд не смог принять по формальным признакам. Иск к «Ашану» был отозван. В этом году компания планировала подать около 300 новых исков, значительная их часть уже есть в судебном реестре. Это иски как к юрлицам (например, к «Украинской инновационно-финансовой компании»), так и к физлицам — торговцам на массовых рынках, куда поставляется большое количество контрафакта: ручки, мебель, одежда, книжки, детские товары.
Tiffany
Американская компания Tiffany & Cо — всемирно известный производитель ювелирных украшений. Она продает аксессуары с бриллиантами, изделия из кожи и фарфора, канцелярские принадлежности. В Украине владельцем торговой марки Tiffany с 2012 г. является компания Royalton Overseas Ltd. Она зарегистрирована на Британских Виргинских островах. Изделия под ее брендом Tiffany (в основном постельное белье, хотя торговая марка выдана и для других тканевых изделий) производятся в Китае, а продаются в России и Украине. Судебные разбирательства между этими компаниями длятся с начала 2013 г., когда Tiffany & Co впервые потребовала признать недействительным свидетельство офшорной компании на бренд. Госслужба интеллектуальной собственности отказалась это делать, заявив, что торговые знаки не похожи, и попросила отозвать иск. В ответ на это суд назначил экспертизу, которая доказала схожесть торговых знаков и родственность классов, по которым идут их товары.
На основании экспертизы в январе суд восстановил производство по этому делу. Решением хозяйственного суда Киева от 20 марта текущего года исковые требования Tiffany & Co удовлетворены полностью. Данных об апелляции по этому делу в судебном реестре нет.
Триолан
В конце сентября 2011 г. на основном портале группы компаний «Триолан» (triolan.ua) появилось сообщение о том, что «в связи с незаконным использованием доменного имени и торговой марки «triolan» работа сайта приостановлена». Как оказалось, за год до этого Укрпатент зарегистрировал торговую марку «Триолан» на некую Ярославу Бондаренко, связанную с руководством одного из юридических лиц группы компаний. В прошлом году Бондаренко заявляла, что под новой торговой маркой собирается предоставлять телеком-услуги и скупать операторские сети.
Группа компаний «Триолан» через суд добилась права собственности на свою торговую марку и домен triolan.ua. Ей удалось перерегистрировать этот знак на подконтрольную кипрскую компанию Ace Holdings Ltd.
МТС
В 2013 г. крымская компания МТС, связанная с женой народного депутата Льва Миримского, пыталась отсудить у одноименного мобильного оператора право на использование соответствующей торговой марки на территории Украины. Обе компании претендовали на домен mts.ua.
Крымская МТС проиграла в судах. Домен в зоне .ua также достался мобильному оператору.
Roshen
В декабре прошлого года украинская корпорация Roshen попыталась запретить торговый знак Rocher в Литве, где у нее также есть фабрика. Украинцы настаивали, что владелец торгового знака, итальянская Ferrero Rocher, не использует его, а при выпуске сладостей применяет свое полное название. Суд счел аргументы Roshen недостаточными и отказал в удовлетворении иска, апелляцию она также проиграла.
Ferrero Rocher обратилась в Государственное патентное бюро Литвы с требованием ликвидировать в стране торговую марку Roshen.
Музыка в McDonald's
В декабре прошлого года организация коллективного управления «Украинская лига авторских и смежных прав» (УЛАСП) зафиксировала ряд случаев незаконной трансляции музыкальных треков украинских и зарубежных авторов в сети ресторанов «McDonald’s Украина». В общей сложности компания транслировала без разрешения правообладателей около 40 музыкальных произведений. Законодательством за это нарушение предусмотрен штраф — 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (34 тыс. грн) за каждую песню в пользу правообладателей. Поэтому последние потребовали от McDonald’s более 1 млн грн.
В начале года в заведениях McDonald’s перестала звучать музыка. Представители УЛАСП говорили, что она возобновится после подписания соглашения между сторонами. Средняя сумма отчислений для одного ресторана сети в таком случае составляла бы 800 грн в месяц. В Украине насчитывается 79 таких ресторанов, то есть McDonald’s ежемесячно должен будет выплачивать организации более 60 тыс. грн. По данным «Капитала», стороны до сих пор ведут переговоры.
Wal-Mart
Группа компаний Fozzy (сети «Сільпо», «Фора», Fozzy Cash & Carry, ringoo и пр.) Владимира Костельмана зарегистрировала бренд Wal-Mart еще в 2004 г. на разные виды товаров и услуг. В частности, торговая марка позволяет компании рекламировать и продвигать товары, а также использовать бренд для услуг баров, кафе, ресторанов. Но на практике эту возможность Fozzy так и не применила. В мире этот бренд известен благодаря американской розничной сети Wal-Mart Stores. Хотя о планах выйти на украинский рынок компания не заявляла, она уже является собственником двух доменов в зоне com.ua: wal-mart и walmart. В 2014 г. Wal-Mart Stores решила через суд получить торговую марку, чтобы зарегистрировать домены также в зоне .ua.
29 января суд начал производство по этому делу, а первое заседание назначил на 13 февраля. Состоялось ли оно, неизвестно: новых данных в судебном реестре нет.
бутылка Nemiroff
Дочерняя компания Nemiroff, Nemiroff Intellectual Property Establishment, инициировала «бутылочный» спор. В июне Хозяйственный суд Днепропетровской области в рамках обеспечительных мер по иску Nemiroff наложил арест на сумму в 220 тыс. грн на счета ответчика — компании «Вольногорское стекло». Предприятие контролирует в Украине 40 % рынка производства винной стеклотары и производит 1 млн бутылок в сутки. Nemiroff потребовала от компании прекратить производство некоторых бутылок, которые похожи на бутылки нескольких зарегистрированных Nemiroff торговых марок. На указанную сумму в рамках обеспечения был наложен арест. «Мы считаем, что нарушений со стороны завода по отношению к владельцам торговой марки Nemiroff не было», — заверил юрисконсульт «Вольногорского стекла» Николай Гринько. Собеседник «Капитала» в Nemiroff заявил, что аналогичные претензии были направлены и другим отечественным стекольным заводам, которые выпускают бутылки по заказу украинских предпринимателей. Им удалось зарегистрировать в Укрпатенте торговые марки, идентичные оригиналам.
Представители «Вольногорского стекла» судились до последнего. Осенью 2013 г. Высший административный суд дважды возвращал им кассацию — это последние данные по делу, согласно судебному реестру.
Плееры Samsung
Организация коллективного управления «Украинский музыкальный альянс» обвинила компанию Samsung в том, что она завозит плееры и оборудование, с помощью которого можно воспроизводить принадлежащие альянсу аудиовизуальные произведения. От Samsung потребовали выплатить 450 тыс. грн, включая годовые проценты, инфляционные потери и стоимость судебной экспертизы (131 тыс. грн). В свою очередь Samsung попыталась через суд признать недействительным свидетельство, выданное Госдепартаментом интеллектуальной собственности и позволяющее «Украинскому музыкальному альянсу» собирать деньги с производителей оборудования в пользу авторов музыки.
Местный и апелляционный хозяйственные суды пришли к выводу, что «Самсунг Электроникс Украина Компани» обязана произвести отчисления в пользу «Украинского музыкального альянса» за плееры, импортированные в Украину с 17 апреля 2009 г. по 20 октября 2011 г. Компания подала кассацию, но 15 июля суд оставил ее без удовлетворения.
Какие изменения ждут сферу интеллектуальной собственности Украины после ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС?
Мария Ортинская,
патентный поверенный юридической компании IPStyle
В большинстве стран можно досрочно прекратить права на торговую марку, если она не используется.
В Украине, если знак не используется в течение трех лет с момента выдачи, любое лицо может обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении действия свидетельства полностью либо частично.
Избежать этого владелец ТМ сможет, лишь указав уважительные причины такого неиспользования (например, ограничение импорта).
В соответствии с Соглашением об ассоциации, срок неиспользования увеличится с трех до пяти лет, что в свою очередь ограничит возможность досрочного прекращения прав на ТМ.
С одной стороны, такое увеличение срока соотносится со сроком для создания бизнеса в Европе, но с другой — не соответствует украинским темпам организации и развития бизнеса.
Сергей Михайлечко,
директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины»
По условиям Соглашения об ассоциации нам необходимо создать новый продукт с абсолютно новым названием.
Даже если это произойдет, мы столкнемся с проблемой продвижения напитка. Потребуется провести серьезную информационную работу среди потребителей, чтобы убедить их приобрести его.
Поскольку ЕС четко дал понять, что никакого финансового ресурса от него ждать не стоит, эти затраты ложатся на плечи государства. Рассчитывать на отечественные предприятия не приходится — они не располагают таким запасом средств. Ведь речь идет не просто о рекламе конкретной ТМ, а о рекламе напитка в целом. Теоретически, это под силу только крупным холдингам и уж точно не винодельческим. В таком случае после ратификации Соглашения об ассоциации на рынке останутся только один-два крупных производителя.
Александр Шкелебей,
управляющий партнер юридической компании L.A. Group
Среди прочего Соглашение об ассоциации содержит позитивные нововведения относительно борьбы с патентными троллями. Так, документ предусматривает, что промышленный образец должен отвечать критерию новизны и иметь «индивидуальный характер». А законодательство Украины сейчас выдвигает единственное требование к промышленному образцу — он должен быть промышленно пригоден. То есть чтобы усовершенствовать защиту интеллектуальной собственности, Верховной Раде следует принять закон, которым будут внесены изменения в соответствующие нормативно-правовые акты Украины.
В целом для сферы охраны прав интеллектуальной собственности важным будет не столько сам факт ратификации Соглашения об ассоциации украинским парламентом, сколько то, как он приведет нормы действующего отечественного законодательства в соответствие с духом и принципами этого договора.