На московское направление выходит первая лоукост-авиакомпания. 23 июля авиакомпания Wizz Air Ukraine выданы разрешения на выполнение полетов на маршруте Киев — Москва, сообщил «Капиталу» представитель Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта России (Росавиация). «23 [июля] мы отправили разрешение. 15 сентября — это дата, которую выбрала для открытия полетов сама авиакомпания», — уточнил собеседник.
На сайте московского аэропорта «Внуково» в сезонном расписании рейсов уже указано, что рейсы в киевский аэропорт «Жуляны» будут выполняться ежедневно каждый вечер с 15 сентября по 25 октября 2014 г. Коммерческий менеджер Wizz Air Ukraine Вадим Третяк подтвердил получение разрешения, но компания пока не приняла решение о выполнении полетов.
Все хотят
Wizz Air Ukraine получила разрешение от лицензионной комиссии Государственный авиационной службы Украины на выполнение рейсов на направлении Киев — Москва еще 14 марта прошлого года. И уже 21 марта того же года генеральный директор авиакомпании Wizz Air Ukraine Акош Буш сообщил, что авиаперевозчик начал переговоры с российскими авиационными властями о запуске рейсов в Москву. «Для того чтобы начать выполнять рейсы на направлении Киев — Москва, мало получить разрешения от Госавиаслужбы. Необходимо еще получить такое же разрешение от Росавиации», — рассказывает о формальной причине недопуска на направление Киев-Москва авиакомпании Wizz Air Ukraine эксперт авиарынка Сергей Хижняк.
Лоукостер Wizz Air Ukraine — не единственная авиакомпания, которая стремится выйти на направление Киев — Москва. По предварительной информации, комиссия по формированию и реализации госполитики относительно эксплуатации воздушных линий Министерства инфраструктуры 3 июля выдала Atlasjet Ukraine разрешение на выполнение полетов на направлении Киев — Москва с частотой 14 раз в неделю, рассказывает генеральный директор авиакомпании Сергей Подгородецкий. «Мы в ожидании разрешения на полеты», — отмечает он. После получения протокола авиакомпании необходимо примерно 45 дней для включения этих рейсов в системы продаж.
C 15 сентября Wizz Air Ukraine планирует начать полеты на маршруте Киев — Москва
В Министерстве инфраструктуры не смогли официально подтвердить или опровергнуть выдачу «московского» разрешения авиакомпании Atlasjet Ukraine. Заместитель министра инфраструктуры Петр Пинкас подтвердил «Капиталу», что 3 июля состоялось заседание комиссии, на котором рассматривалось заявление Atlasjet Ukraine на выполнение рейсов на маршруте Киев-Москва. Решение комиссии оформляется открытым голосованием ее членов и оформляется протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии и утверждается приказом Мининфраструктуры, рассказал он. На 18 июля проект приказа уже подготовлен и проходит процедуру внутреннего согласования, уточнил Петр Пинкас.
Atlasjet Ukraine получил разрешение на Киев — Москва, подтвердил «Капиталу» высокопоставленный источник в Кабмине. «Они получили все, что хотели и все, что можно было», — говорит он, уточняет, что запрашивались около 14‑18 внутренних и международных разрешений. Кроме Киев — Москва, выданы разрешения на Одесса — Тель-Авив, приводит пример собеседник. «Сейчас мы назначаем всех на Киев — Москва, кто подает заявки, поскольку с 1 января 2013 г. нет никаких ограничений между странами на назначение перевозчиков. У нас нет формальных оснований для отказа», — объясняет высокопоставленный источник в Кабмине.
Низкие цены — залог успеха
На направлении Киев — Москва существует жесткая конкуренция, что привело к установлению низких тарифов. Выход Wizz Air Ukraine на направлении Киев — Москва негативно отразится на авиакомпаниях «Международные авиалинии Украины», UTair, «Аэрофлот», «Трансаэро», S7 Airlines, которые работают на этом маршруте, считает генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. Он оценивает, что Wizz Air Ukraine может ставить на Киев — Москва за полгода до рейса «даже 300 грн» в одну сторону.
Не все пассажиры захотят лететь лоукостером, говорит Сергей Хижняк. Выбор будет зависеть от расписания полетов и ценовой политики. Судя по расписанию, указанному на сайте аэропорта «Внуково», рейсы будут осуществляться по вечерам, а это не очень удобно многим пассажирам, поскольку в таком случае придется дополнительно оплачивать как минимум одну дополнительную ночь в гостинице. «Пассажирам более удобно утром прилететь, вечером улететь», — замечает Хижняк.
Для Atlasjet Ukraine направление Киев — Москва может не стать прибыльным, считают эксперты. На фоне снижения пассажиропотока и ужесточившейся конкуренции заинтересовать клиентов можно только низкими тарифами. «Очень резко упали объемы пассажирских перевозок между Россией и Украиной. Если ситуация радикализируется, а для этого есть все основания, к сожалению, то это рынок авиаперевозок еще ухудшится», — заключает исполнительный директор компании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко.