За первое полугодие аэропорт Днепропетровска увеличил пассажиропоток на 15,4 % до 0,23 млн пассажиров. Это единственный аэровокзал, кроме оккупированного симферопольского, который показал положительную динамику. Остальные зафиксировали падение: «Борисполь» снизил пассажиропоток на 4,8 % до 3,13 млн человек, «Жуляны» — на 30,9 % до 0,56 млн, «Одесса» — на 8,7 % до 0,42 млн, «Львов» — на 12,5 % до 0,25 млн, «Харьков» — на 6,6 % до 0,24 млн. Аэропорт «Донецк» закрыт Госавиаслужбой для полетов.
Более сложная ситуация складывается с аэропортом Симферополя. Официально Госавиаслужба еще в марте запретила полеты в этот аэровокзал. Однако после аннексии Крыма российские авиакомпании активно наращивают свои полеты. «За второй квартал 2014 г. рост пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 80 %», — сказано на официальном сайте аэропорта. По данным специализированного сайта flightmapsanalytics.com, если в июле минувшего года в Симферополь в среднем выполнялось более 110 рейсов из России в неделю, то в июле 2014 г. — более 310.
Роль собственника
После закрытия аэропортов в Луганске и Донецке аэровокзал Днепропетровска оказался самым удобным для вылетов, говорит заместитель директора по продажам онлайн-сервиса по продаже билетов Tickets.ua Виктор Войцеховский. «Днепропетровск — входная точка для всего востока», — резюмирует председатель Государственной авиационный службы Денис Антонюк.
на 15,4% удалось нарастить пассажиропоток аэропорту Днепропетровска в первом полугодии
Базовым перевозчиком Днепропетровского аэропорта является авиакомпания «Днеправиа», собственник которой — губернатор области Игорь Коломойский, говорит директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Поэтому создаются все условия для развития авиакомпании. Например, расписание полетов в Днепропетровске более удобно и разнообразно, нежели у соседнего Харькова. Активная деятельность губернатора привела к тому, что пассажиры уверены в безопасности региона в целом и местного аэропорта в частности. «Учитывая стремительно развивающуюся маршрутную сеть перевозчика в 2014 г., не удивительно, что у этого аэропорта растет пассажиропоток», — заключает заместитель коммерческого директора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» Владимир Катерный. По данным сайта flightmapsanalytics.com, в июне 2014 г. «Днеправиа» должен был выполнить 184 рейса против 140 в июне прошлого года.
Львов догонит
Авиация переживает кризис, поэтому компании стараются удержать бизнес на плаву, а не наращивать пассажиропоток. «Сейчас все пытаются максимально сжаться — уменьшить расходы, отказаться от нерентабельных направлений и т. д., отказаться от планов по экспансии», — поясняет Виктор Войцеховский.
Аэропорт Днепропетровска должен сохранить позитивную динамику пассажиропотока во втором полугодии, прогнозирует Александр Ланецкий. Неплохие шансы и у Львова, что связано с хорошей туристической привлекательностью региона. Генеральный директор компании «Мастер-Авиа» (управляет аэропортом «Жуляны») Алексей Яковец прогнозирует, что в случае позитивного перелома в ситуации на востоке страны стоит ожидать роста пассажиропотока через украинские аэропорты с сентября.
Прогнозировать пассажиропоток в Симферополе сложно — он наращивается в первую очередь за счет дотаций из госбюджета России российским авиакомпаниям, а не за счет роста спроса, говорит Виктор Войцеховский. По данным ИТАР-ТАСС, 24 июля министр транспорта России Максим Соколов заявил, что аэропорт Симферополя в 2014 г. обслужит около двух млн пассажиров. По итогам 2013 г. аэровокзал обслужил примерно 1,2 млн человек.