Народные депутаты Елена Кондратюк, Николай Томенко, Николай Княжицкий (все трое — ВО «Батьківщина») и Николай Баграев (Партия регионов) предлагают разрешить трансляцию (ретрансляцию) оплаченной в Украине рекламы только в программах иностранных вещателей из Европейского Союза или стран, которые ратифицировали Европейскую конвенцию. При этом депутаты хотят запретить украинскую рекламу в программах вещателей из других стран.
Об этом говорится в законопроекте № 4379 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно особенностей трансляции (ретрансляции) рекламы, которая содержится в программах и передачах иностранных телерадиоорганизаций), зарегистрированном в парламенте в прошлую пятницу.
Рекламу под запрет
С принятием такого закона в Украине может быть запрещена реклама в эфире российских каналов, поскольку Россия не ратифицировала Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Под запрет попадают также телеканалы из США, Китая и других стран. Депутаты объясняют необходимость принятия законопроекта потребностью в протекционизме распространения программ и передач отечественного производства.
«В отечественном телеэфире присутствуют иностранные телекомпании, которые представляют страны не только со значительно большим объемом рынка ТВ-рекламы, но и страны, в которых телекомпании получают государственные субсидии. Понятно, что при таких обстоятельствах отечественные телекомпании не могут конкурировать с иностранными телекомпаниями как в части борьбы за телезрителя, так и в части борьбы за рекламодателя», — сказано в пояснительной записке к документу.
Напомним, согласно данным Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК), украинский рынок телевизионной рекламы в прошлом году составил порядка $ 450 млн. В этом году эксперты прочат ему сокращение на 30 %.
Сейлз-хаусам в минус
Согласно законодательству, российские телеканалы имеют право транслировать рекламу. Только она должна быть украинской. Поэтому российские вещатели искали украинских партнеров по ее продаже. Так, рекламу популярных «НТВ-Мир» и «РТР-Планета» продавал сейлз-хаус «Отличная реклама» медиагруппы Inter Media Group. Рекламный эфир «Первый канал всемирная сеть» (ОРТ) продавал сейлз-хаус StarLight Sales (медиагруппа StarLightMedia).
«Украинские каналы от этого не особенно выиграли, но медиагруппы, в состав которых входят и дома продаж, получили определенные доходы в виде агентских комиссий за такое размещение, а сами иностранные каналы — вполне легальный доход с украинской территории», — рассказал генеральный директор телеканала М1 Валентин Коваль.
Доля трех российских вещателей была довольно высока в нашей стране. Суммарная доля телесмотренияэтих телеканалов, по словам Коваля, доходила до 6‑7 %, соответственно аналогичные, хоть и меньшие в силу определенной специфики, цифры были и по доле в рекламном рынке Украины (около 300 млн грн. — «Капитал»).
По мнению собеседника издания, эти телеканалы и были самыми доходными в плане рекламы, остальные же, как правило, не несут прямой коммерческой рекламы. «Там реклама либо международной социальной направленности, либо спонсорство достаточно крупных корпораций», — отметил Коваль.
Непонятный запрет
Участников рынка, мягко говоря, удивила инициатива депутатов, ведь популярные российские телеканалы и так сейчас запрещены для трансляции в Украине, соответственно, и денег за рекламу они не получают. «Такая инициатива вряд ли увеличит украинский рекламный рынок, поскольку с мировой точки зрения рекламные рынки давно разделены по географическому принципу, и вряд ли какая‑то реклама, размещаемая на польском или российском канале, имеет задачу по набору рекламных рейтингов в другой стране. И такой канал вряд ли получает отдельные деньги за покрытие территории (и аудитории) другой страны», — отмечает Коваль.
Директор Телекоммуникационной палаты Украины (ТПУ) Константин Грицак добавляет, что в своем проекте депутаты не дают указаний, как работать провайдерам с такими телеканалами. «Выходит, что во время рекламы на таких телеканалах мы должны показывать черный экран, или как?», — возмущается он.
Помимо того, по словам Грицака, этим же законопроектом народные депутаты хотят узаконить адаптационный список, согласно которому зарубежным вещателям можно работать в Украине. Напомним, такой список, хотя он и не был утвержден в Министерстве юстиции, начал применять предыдущий состав Нацсовета. На прошлом своем заседании Нацсовет пообещал в ближайшее время разобраться, насколько законным является этот список. Получить комментарий от членов Нацсовета «Капиталу» вчера не удалось.