Свою 23‑ю годовщину независимости Украина встречает далеко не в лучшем состоянии. Политический кризис, аннексия Крыма и затянувшаяся военная операция в Донбассе пошатнули и так неустойчивую экономику страны. За первые полгода на фоне рецессии наблюдался отток иностранного капитала, а национальная валюта девальвировала до исторического официального минимума в 13,13 UAH / USD с 7,99 UAH / USD в начале года. В связи с последним вполне ожидаемо произошло падение темпов роста розничного товарооборота. Ко всему прочему инфляция, которая с начала года выросла на 12 %, не самым лучшим образом сказалась на потребительских настроениях украинцев. Нынешние вызовы, ставшие перед страной, возможно, наиболее непредсказуемые из тех, с которыми Украине приходилось сталкиваться за свою независимую историю.
Время расплаты
За годы независимости Украина изрядно залезла в долги. Сегодня государственный долг с учетом внутренних и внешних обязательств составляет 821,8 млрд грн, или $ 69,5 млрд, свидетельствуют данные Министерства финансов. Несмотря на то что в текущем году правительство осуществило ряд выплат, девальвация не позволила сократить задолженность, а наоборот, приумножила ее. По данным Минфина, с начала года общий госдолг снизился на $ 3,6 млрд (5 %), но в гривневом эквиваленте увеличился на 40,6 % (237 млрд грн). По словам министра финансов Александра Шлапака, когда правительство планировало бюджет, оно исходило из 10,80 UAH / USD до конца года, тогда как при голосовании вышли с цифрой 12,00 UAH / USD. В связи с этим Минфин пересмотрел госбюджет на нынешний год и увеличил расходы не только на обслуживание долговых обязательств, но и на содержание дипломатов, а также военных атташе, которое осуществляется в валюте.
Упрямый спад
После сумбурных 1990‑х, когда ВВП страны упорно не показывал рост, именно внешние рынки стали драйвером экономического подъема Украины. В 2000 г. отечественная экономика впервые продемонстрировала рост в 5,9 %. Тогда помогла промышленность, в частности металлургические и химические предприятия. Тем не менее стране долго не удавалось восстановить темпы, которые были при СССР.
Начиная с 1990 г. на протяжении всех 1990‑х падение промпроизводства варьировалось, а в 1994 г. достигло спада в 28,2 %. И только по итогам 2006 г. Украина смогла на 0,8 % превзойти промышленные показатели 1990 г. Сейчас ситуация снова создает повод для беспокойства. Из-за военной операции в Донбассе, где сконцентрирована львиная доля предприятий страны, промышленность переживает спад, подобный тому, что был в разгар кризиса 2008‑2010 гг. Согласно последним данным Государственной службы статистики, в июле падение промпроизводства ускорилось до 12,1 % к предыдущему месяцу. А по итогам семи месяцев текущего года относительно аналогичного периода 2013 г. спад составил 5,8 %. В региональном разрезе сокращение производства в Донецкой и Луганской областях по сравнению с июнем показало невообразимые 28,5 % и 56,0 % соответственно.
Рыночные метания
В риторике любого правительства в обязательном порядке звучали тезисы о необходимости развития программ импортозамещения. Но едва ли кому‑нибудь удалось реализовать эти намерения. Некоторые из экспертов соглашаются, что многие даже неплохие по своей сути программы и инициативы не заработали из‑за отказа каждого нового состава Кабинета министров продолжать политику своих предшественников. Сегодня проблема сбыта продукции для украинских предприятий стала как никогда остро ввиду напряженных отношений Киева с Москвой.
Торговый оборот с Россией остается для Украины наибольшим, чем с любой другой страной. В прошлом году он составил порядка $ 38 млрд. Накануне премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что в случае прекращения торговых отношений с РФ потери для украинских промышленников по итогам года составят свыше $ 5 млрд. При этом еще в апреле, до введения обоюдных санкций, Яценюк говорил, что первый и наилучший выход — это переориентация на внутренний рынок и поиск сбыта в Европе. «Чтобы страна стала конкурентной, придется тяжело поработать, пережить трудности, а потом захватывать внешний рынок на Западе и восстанавливать внутренний рынок», — утверждал премьер.
Согласно правительственным расчетам, представленным в июле на встрече с промышленниками, потребности страны в продукции машиностроения превышают несколько миллиардов долларов. Именно поэтому в качестве возможного компенсатора для отдельных производителей в правительстве называют программу обновления пассажирских вагонов. Еще ранее одним из вариантов реализации этой программы рассматривали возможность предоставления государственных гарантий «Укрзалізниці».
По прогнозу Минэкономразвития, уже в 2015 г. рост экономики может варьироваться в диапазоне 0,3‑2 %. Но для этого необходимо завершить военную операцию в Донбассе
В то же время другие производители, особенно из военно-промышленной отрасли, опасаются, что, оказавшись изолированными от российских заказчиков, их предприятия останутся без работы. По словам президента компании «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, в Украине спрос на их продукцию не компенсирует эти потери. Вместе с тем, как объяснил собеседник, внешние рынки, в частности так называемых третьих стран, уже по максимуму загружены заказами, поэтому искать там нечего. Старший аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь отмечает, что привязка некоторых компаний к российским заказчикам действительно была существенной. Работа по контрактам с РФ позволяла предприятиям не беспокоиться о сбыте, но тем самым не вынуждала искать новые направления для продаж. «Мы действительно были слишком завязаны на торговле с Россией, и сейчас это нужно компенсировать, увеличивая торговлю с другими государствами. Но это не значит, что есть необходимость целенаправленно сокращать торговлю с РФ», — подчеркнул аналитик.
Привет из прошлого
За период независимости Киев не смог полностью решить ряд вопросов, которые касаются еще времен СССР. Пик их обсуждения совпадает с периодами политических или торговых противостояний с бывшими членами Союза (преимущественно Россией). По сути, наша страна единственная из 15 бывших советских республик, которая не поставила точку в распределении активов СССР. Новый виток ухудшения отношений с Россией подтолкнул правительство к идее снова поднять вопрос о разделении имущества, оставшегося после распада Советского Союза.
«Украина имеет легитимные и законные претензии в отношении России на то имущество, которое РФ незаконно оставила за собой», — говорит Яценюк. По информации издания, Кабмин решил создать рабочую группу и изучить возможные пути защиты интересов государства в решении вопросов правопреемственности относительно внешнего государственного долга и активов бывшего СССР. Соответствующий проект постановления (есть в распоряжении «Капитала») правительство рассмотрело на своем заседании на прошлой неделе. Группе предстоит разработать рекомендации о том, каким именно образом и какие активы будет оспаривать Украина.
Собственно, бороться есть за что. По Венской конвенции 1983 г., доля Украины в СССР составила 16,37 %. Еще в 1990‑х Киев потребовал от Москвы информацию о состоянии золотого запаса, алмазного фонда и активов банков бывшего Союза. Кремль, наоборот, считает, что говорить здесь не о чем, так как вопрос урегулирован межправительственными соглашениями стран.
Еще одна проблема, которая досталась Украине в наследство со времен Союза, — возврат гражданам обесцененных вкладов Сбербанка СССР и компенсация связанных с этим потерь. Как показывает практика, обсуждение этого вопроса в политикуме активизируется в предвыборные периоды.
Стимулы для роста
То, что по итогам нынешнего года Украину ждет падение экономики, никто не сомневается. Вопрос только в том, насколько существенно просядут показатели и что ждать уже в 2015 г. По словам министра экономического развития и торговли Павла Шереметы, на следующий год его министерство прогнозирует рост ВВП. Причем есть как минимум два сценария, как оживить экономику, говорит Шеремета. Но уточняет: оба они предполагают завершение военных действий в Донбассе. По предварительному прогнозу Минэкономразвития, в 2015 г. рост экономики может варьироваться в диапазоне 0,3‑2 % при инфляции от 8,7 % и 9,8 %.
В то же время по расчетам Международного центра перспективных исследований, при падении ВВП в 2014 г. на 7 % в следующем рост экономики возможен на уровне 3,5 %. Александр Жолудь полагает, что это возможно в случае возобновления контроля отечественной власти над всей территорией Украины, за исключением Крыма. «К тому же надеемся, что возобновится экономическое сотрудничество, в том числе с Россией. Также ожидаем увеличения торговли с ЕС после заключения соглашения о зоне свободной торговли и его ратификации», — указал эксперт.
Во многом показательным для развития экономики страны в последующие годы станет сентябрь. В начале месяца в парламенте ожидается рассмотрение пакета законопроектов, призванных обеспечить экономический рост. Они касаются проведения налоговой реформы в стране, а также реформы системы государственных финансов с акцентом на то, чтобы обеспечить регионам финансовую независимость от центрального бюджета. Премьер рассчитывает, что благодаря в том числе этим законам удастся изменить модель отечественной экономики. «Экономическая модель, существующая сегодня в Украине, — это когда всем дают рыбу, но, правда, рыба протухшая, перемороженная и еще советского образца — хек. Мы предлагаем всем в руки дать удочки, с хорошей катушкой, с огромным крючком, на который попадет большая и качественная рыба», — не скупясь на сравнения, заявил Яценюк. Впрочем, за годы независимости подобные обещания звучали из уст всех премьеров. Однако, как показывает статистика, в большинстве случаев они так и остались лишь обещаниями.
Спасение утопающих
Александр Вальчишен,
руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU)
Для роста экономики необходимо оживление бизнес-климата в стране, в первую очередь для предпринимателей — граждан Украины. При этом не имеет значения размер бизнеса — малый или крупный. Если у предпринимателей дела пойдут хорошо, то начнут подтягиваться бизнесмены из других стран.
Здесь крайне важно перестроить судебную ветвь власти из состояния обслуживания «кошельков» в состояние защиты законных прав граждан. Для такого оживления также необходима реанимация кредитного рынка.
Не нужно вводить компенсационные механизмы по возмещению процентной ставки из государственного бюджета. Это скорее искривляет конкуренцию, нежели повышает доступность данного ресурса.
Необходимы стресс-тестирование, докапитализация банков, а также повышение уровня кредитного анализа в финучреждениях при выдаче кредитов.
Единственное жертвой чего стала наша экономика - олигархическая система и супер-эффективное управление страной. Ведь получить такое наследие после развала Совка, а в результате оказаться на уровне Нигерии тоже нужно постараться. И нынешняя власть не сильно торопится изменять ситуацию, иначе взяли бы Антикризисную программу коммуняки изучали ее, а не придумывали небылицы для запрета партии.