Правоохранительные органы в последнее время решили продемонстрировать решительную борьбу с нарушениями на рынке энергоресурсов. Текущая неделя началась с того, что Генпрокуратура заявила о возбуждении уголовного дела в связи с нарушениями при проведении аукциона по продаже сжиженного газа государственной компанией «Укргазвидобування». На повестке дня новое дело — о продаже компанией «Укрнафта» на аукционе нефти по заниженным ценам.
Второй пошел
Во вторник ГПУ сообщила, что относительно должностных лиц компании «Укрнафта» начато расследование уголовного дела, возбужденного по ч. 2 ст. 364 Уголовного кодекса — злоупотребление властью или служебным положением, повлекшее тяжелые последствия. Расследование затронуло и должностных лиц Украинской межбанковской валютной биржи.
640 млн грн недополучила государственная компания «Укрнафта», управляемая «приватовскими» менеджерами
По информации ГПУ, ее прокуроры установили факт незаконного снижения цены в ходе проведения в июле этого года аукциона по продаже сырой нефти и газового конденсата. «В частности, должностные лица «Укрнафти» и УМВБ вопреки требованиям законодательства организовали и провели продажу почти 314 тыс. т нефти и газового конденсата по стартовой цене, вследствие чего «Укрнафта» недополучила 640 млн грн», — говорится в сообщении ведомства. Как напоминает Генпрокуратура, за это предусмотрено наказание до шести лет лишения свободы.
Сами виноваты
«Укрнафта» (в которой государству принадлежит 51 % акций и около 42 % — собственникам «Привата») отрицает факт занижения цены на нефть. «Цены на аукционе, который прошел 29 июля, были сформированы исключительно в соответствии с требованиями нормативных актов Кабинета министров», — говорится во вчерашнем заявлении компании.
Мало того, «Укрнафта» решила указать на нарушения закона со стороны Министерства энергетики и угольной промышленности, которое заявляло о незаконности аукциона сразу после того, как он был проведен («Капитал» писал об этом 31 июля). Минэнергоугля тогда обвинило «Укрнафту» в том, что компания провела аукцион на УМВБ, тогда как он должен был состояться на площадке, которая выиграла соответствующий конкурс — Украинской универсальной бирже. «Укрнафта» же считает, что эта биржа также была выбрана с нарушениями. «Уверены, что одной из основных причин возникновения этой конфликтной ситуации стало привлечение советников министра энергетики и угольной промышленности на общественных началах де-юре для выполнения государственных функций, а де-факто — для внедрения новых схем и махинаций на нефтегазовом рынке, в частности, путем извращения результатов конкурса по определению биржи…», — заявляет «Укрнафта» в своем сообщении. Компания также уверяет, что Украинская универсальная биржа подконтрольна этим советникам, фамилий которых она, правда, не называет.
Туманные перспективы
Заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев затруднился оценить, насколько велики шансы Генпрокуратуры довести это дело до обвинительного приговора. Он напомнил, что после 2010 г. было несколько уголовных процессов, которые касались закупки нефтепродуктов за государственный счет по завышенным ценам, но ни один из фигурантов дела так и не был осужден. «Потому что очень сложно собирать доказательства, так как нормативные документы в этой сфере прописаны с огромным количеством лакун, которые хорошие юристы могут использовать в качестве защиты», — пояснил собеседник. При этом он отметил, что многое в этом уголовном деле будет зависеть от квалификации юристов со стороны обвинения и защиты. «Само собой, у компании «Укрнафта» юристы намного лучше, чем государственные, — уровень зарплат ведь несоизмерим», — признает Рябцев.
По словам одного из экспертов нефтяного рынка, который попросил не называть его имени, нефтяной бизнес «Привата» как вертикально-интегрированной структуры существует, но доказать это сложно. Эта структура объединяет «Укрнафту» как добытчика нефти, «Укртранснафту» — как транспортировщика, Кременчугский, Надвирнянский и Дрогобычский нефтеперерабатывающие заводы — как переработчиков, а также сеть из более чем 1600 заправок под 15 различными брендами — как реализаторов. «Но проследить отношения невозможно. «Укрнафта» формально государственная, поскольку 50 %+1 акция находится у государства, «Укртранснафта» также формально государственная — государству принадлежит 100 % акций, в Кременчугском НПЗ по разным решениям суда от 43 до 61 % акций у государства, а по заправкам также невозможно проследить, потому что там масса всевозможных собственников и арендаторов. Но при этом все знают, что все это контролируется «Приватом», — пояснил он.
Возбуждение уголовного дела против «Укрнафти» пришлось на период, когда компания находится под пристальным вниманием правительства. Дело в том, что на 11 сентября назначено собрание акционеров «Укрнафти», на котором планируется рассмотреть, в частности, и вопрос распределения прибыли компании за 2011‑2013 гг. Следует напомнить, что государство, контролирующее 50 %+1 акцию компании, в течение нескольких последних лет не могло добиться проведения собрания акционеров и получить причитающиеся дивиденды — другие акционеры, среди которых самым крупным является «Приват» с его 42 % акций, просто игнорировали собрание. А согласно законодательству, кворум для проведения собрания — не менее 60 % акционеров. Правда, сейчас в Верховной Раде зарегистрирован проект закона, в котором предлагается снизить этот барьер до 50 %+1 акция.