Інтереси

арт-рынок

Совладелец акционерного общества Arts Trend Егор Волоткович объясняет, зачем покупать акции вместо произведений искусства

Совладелец акционерного общества Arts Trend Егор Волоткович объясняет, зачем покупать акции вместо произведений искусства
Фото: Иван Черничкин

Arts Trend — первое на территории бывшего СНГ акционерное общество, специализирующееся на предметах искусства. Компания формирует портфель из предметов искусства, которые предположительно будут расти в цене. Их стоимость разделили на определенное количество акций, каждая из которых со временем должна будет приносить дивиденды. Плюс инвестор может попытаться продать купленные акции дороже и за счет этого также получить прибыль.

В связи со всем этим возникает закономерный вопрос: не является ли арт-портфель компании фикцией. Предчувствуя сомнения потенциальных вкладчиков, Arts Trend выставляет включенные в этот портфель произведения искусства — это преимущественно работы современных украинских авторов — на всевозможных выставках.

Еще один вполне логичный вопрос — будет ли стоимость портфеля повышаться. Здесь все зависит от качества входящих в него артефактов и правильного их продвижения, так что держателям акций необходимо быть бдительными и пристально следить за деятельностью компании. На данном этапе Arts Trend проявляет кровную заинтересованность в развитии выбранного арт-сегмента и его раскрутке: за год своего существования компания поддержала около десятка крупных арт-проектов в Украине и за рубежом. «Я — капля в океане», отработавшая в венском музее Kunstlerhaus, 31 июля открылась в Музее современного искусства Кракова (МОСАК): выставка продлится до 19 октября.

— Кем, когда и зачем была создана группа компаний Arts Trend?
— Началось все с того, что в конце 2011-го — начале 2012-го я стал покупать украинское искусство: приобрел работы Олега Тистола, Николая Маценко, Анатолия Криволапа. Затем на Sotheby’s познакомился с украинским арт-дилером Игорем Абрамовичем, он подсказал еще несколько авторов и с тех пор постоянно помогает как эксперт. В конце концов 20 июля 2013 года мы с партнерами создали группу компаний Arts Trend: одна зарегистрирована в Латвии, вторая — на Британских Виргинских островах.

— Что за странный выбор? Почему Британские Виргинские острова?
— Юристам была поставлена задача: найти способ проще и быстрее зарегистрировать компанию и в дальнейшем создать наиболее благоприятные условия для ее работы. Вариантов было несколько, и мы остановились на БВО: экономика этого государства уже многие годы поддерживает развитие финансовых рынков. Благодаря его законодательству бюрократия сведена к минимуму, налоговая нагрузка снижена и интересы инвесторов всегда в приоритете. Конечно, у многих БВО ассоциируются прежде всего с офшорами и всевозможными связанными с ними махинациями. В то же время многие хедж-фонды, в том числе котирующиеся на биржах, зарегистрированы на входящих в БВО Каймановых островах.

— Какова стоимость портфеля компании и сколько выпущено акций?
— Стоимость портфеля определили исходя из текущих рыночных цен приобретенных нами произведений искусства. Затем поделили получившуюся сумму на 20 миллионов акций номинальной стоимостью $ 0,1 каждая. На данный момент все они находятся в обращении.

98 % произведений в инвестиционном портфеле компании Arts Trend составляют работы известных современных украинских художников

— Каким образом вы продаете свои акции?
— Продажу собственных ценных бумаг мы производим через лицензированного брокера «Пантеон-Финанс» — это единственный профильный брокер, который к тому же имеет прекрасную репутацию и возможность привлекать много частных инвесторов.

— Почему бы человеку, который хочет вложить деньги в произведения искусства, не купить просто картину? Зачем ему акции?
— Есть люди, которым вовсе не обязательно иметь картину у себя дома: они рассматривают инвестиции в искусство прежде всего как возможность получения прибыли. В этом случае покупка акций подходит идеально. Ведь если цены на работы кого‑то из украинских художников могут вырасти, скажем, в 1,5‑2 раза, то стоимость портфеля компании за тот же самый период увеличится как минимум в 3‑4 раза. Кроме того, покупая акции, можно вложить любую сумму, начиная с $ 100, и фактически стать совладельцем собранной опытными экспертами коллекции. На сегодняшний день ее стоимость составляет более $ 2 млн. Согласитесь, такую сумму за произведения искусства готов выложить далеко не каждый. Кроме того, акционеру не нужно серьезно разбираться в арте, обращаться к экспертам или заниматься продвижением предметов из коллекции: все это мы берем на себя.

— Есть ли риск потерять все деньги, вложив их в акции Arts Tresd?
— Любые инвестиции рискованны по определению. Однако эксперты и сотрудники нашей компании оценивают все возможные риски, просчитывают возможные сценарии при покупках и продажах произведений искусства. С другой стороны, особой гарантией для инвестора является сам рынок предметов искусства: он постоянно либо растет, либо на время стагнирует (даже в периоды мировых войн). Инвестиции в предметы искусства сейчас — самое доходное и стабильное вложение средств. С 2003‑го по 2007‑й оборот русского отдела Sotheby’s увеличился в четыре раза — с $ 50 млн до почти $ 180 млн, а общий оборот аукциона Christie’s за последние пять лет вырос в семь раз. Например, доходность вложения в картину «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо составила более 6,5 тысяч процентов годовых: в 1950‑м ее приобрели за $ 30 тыс., а в 2004‑м продали за $ 104,2 млн. Что касается современного искусства, то по данным исследования Artprice Index, цены на него растут не меньше чем на 16 % в год. В 2011‑м объемы продаж работ современных авторов на мировом арт-рынке впервые обогнали продажи произведений классиков. Тогда на торгах контемпорари-арта аукционные дома Christie’s и Sotheby’s заработали суммарно $ 1,7 млрд. Конечно, украинскому рынку до таких оборотов расти и расти, но все же тенденция наблюдается та же.

— Какие риски могут возникнуть при вложении в акции Arts Trend?
— Первый и основной риск — отсутствие спроса, незаинтересованность инвесторов в данном инструменте. Также серьезным риском является текущая политическая ситуация: некоторые российские участники мирового арт-рынка могут пытаться нам мешать. В частности, влияя на работу ведущих аукционных домов. Ведь продажа на аукционах — очень важный инструмент продвижения предметов искусства.

— Сколько произведений искусства в коллекции Arts Trend?
— На данный момент — 300 работ, включая литографию Nu Assis Альберто Джакометти, карандашный рисунок Пабло Пикассо из серии «Рафаэль и Форнарина», а также работы Дэвида Хокни: «Два перца» и Celia Observing. До конца года мы планируем приобрести еще 200 произведений искусства, в самом ближайшем будущем довести количество работ в коллекции минимум до 500 и издать каталог.
Надо сказать, работы старых мастеров составляют лишь 2 % коллекции. Остальные 98 % — это современное украинское искусство. В дальнейшем при формировании собрания мы планируем увеличить долю художников мирового значения, но не более чем до 30‑35 % всей коллекции.

— Вы родились в Беларуси, живете в Латвии. Почему занимаетесь именно украинским искусством?
— Лично мне украинское искусство нравится гораздо больше, чем, скажем, белорусское. Это очень удачный выбор и с чисто рациональной точки зрения: если украинское искусство уже достаточно известно, то белорусским или латвийским нужно еще очень много заниматься. А вообще я говорил и говорю: украинское искусство очень недооценено — и с художественной, и с коммерческой точки зрения. И считаю, что в средней и долгосрочной перспективе это очень интересный инвестиционный инструмент. Арт-рынок очень ограничен: работы старых мастеров стоят огромных денег и все они наперечет. Проблема решается введением новых имен: надо переключаться на что‑то иное, чтобы не останавливаться в своем развитии. И тут украинское искусство приходится очень кстати.

— Какие украинские авторы вошли в вашу обойму?
— Олег Голосий, Олег Тистол, Николай Маценко, Марина Скугарева, Анатолий Криволап, Павел Маков, Василий Цаголов, Арсен Савадов, Максим Мамсиков, Юрий Соломко, Макс Витык, Роман Минин, Степан Рябченко, Валерия Трубина, Назар Билык, Сергей Зарва, Виталий и Елена Васильевы, Taisha 3,14 и арт-группа «Жетон».

— Каким образом вы приобретаете работы для коллекции?
— Как в галереях у художников, так и на аукционах: у нас прекрасные отношения с Sotheby’s, Phillips, Bonhams.

— Зачем покупать работы на вторичном рынке, если можно приобрести их у самих художников?
— Нам интересно собрать коллекцию знаковых работ того или иного автора. И если речь идет о картинах, написанных в 1980‑е, 1990‑е, нулевые, то в мастерской у художника их, скорее всего, не будет. Поэтому приходится искать произведения у коллекционеров, на аукционах.

— Что собираетесь делать с коллекцией в дальнейшем?
— Во-первых, будем вывозить работы на мировые арт-ярмарки —вполне возможно, в октябре примем участие в венской VIENNAFAIR. Чтобы иметь возможность выставляться на подобных мероприятиях, ведем переговоры с хорошо зарекомендовавшими себя галереями, а к концу года, надеюсь, откроем в Нью-Йорке свою.
Кроме того, формируя провенанс, представляем работы из коллекции Arts Trend в рамках крупных выставочных проектов: «Гражданский мистицизм» в Институте проблем современного искусства (Киев), «Я — капля в океане» в Kunstlerhaus (Вена), «СВОИ» в ЦСИ «ЕрмиловЦентр» (Харьков), «Второй авангард Одессы: город и миф» в Музее Зиммерли (Нью-Брансуик, США), «Великая Украинская Мечта» в Мистецькому Арсеналі (Киев), а также Apocalypse of Art на 14‑й Международной архитектурной биеннале FUNDAMENTALS (Венеция). Размещаем работы в каталогах. Словом, ведем самую обычную работу по продвижению выбранного нами сегмента искусства. Кстати, как только найдем авторитетного куратора, сможем не только принимать участие в чужих проектах, но и реализовывать свои, чтобы наша коллекция ездила по миру и росла в цене.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама