В первом полугодии сегмент доставки еды вырос на 25 % до $ 12,5 млн по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., говорит генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. «Это самый динамично развивающийся сегмент на ресторанном рынке», — говорит она. Схожие цифры называет и директор по развитию крупнейшей украинской службы доставки «Экипаж сервис» Игорь Головин, по словам которого, в первом полугодии 2013 г. количество заказов выросло на 20‑25 % по сравнению с январем-июнем прошлого года. «Доставку еды активно заказывают как частные, так и корпоративные клиенты», — говорит он.
Сети развивают доставку
Сейчас в этом сегменте работает около 500 заведений общественного питания, большая часть которых объединены в сети, говорит Насонова. Службу доставки в первую очередь развивают пиццерии и рестораны по продаже суши: «СушиЯ», «Пицца Челентано», Domino’s Pizza, «Тануки» и пр. Сетям проще удовлетворить клиентов, поскольку это позволяет оптимизировать логистику и доставлять заказ клиенту с близлежащего заведения. Большая часть не сетевых ресторанов работают со специализированными службами доставки.
Еще около 200 компаний, которые работают в этом сегменте, вообще не имеют собственных ресторанов, говорит Ольга Насонова. По ее словам, предприниматели арендуют помещение, оборудование и готовят блюда, а затем привозят их по заказу. Стартовые инвестиции в такой бизнес составляют 10‑15 тыс. грн, еда развозится на собственном автомобиле, а срок окупаемости такого бизнеса при стабильных заказах составляет два-три месяца. По словам Ольги Насоновой, количество таких игроков рынка увеличилось за январь-июнь на 20 %.
Мелкие игроки забирают рынок
Ресторанам выгодно развивать собственную службу доставки, поскольку это позволяет увеличить оборот заведения, говорит директор компании «Росинтер-Украина» (IL Патио, Friday’s) Ярославна Онищук. «Привлечь новых посетителей в ресторан очень сложно, для этого необходимо проводить активную маркетинговую и рекламную кампании», — говорит она. По словам Насоновой, развитие службы доставки позволяет рестораторам увеличить объем продаж на 20 %. В качестве примера она приводит среднестатистический ресторан японской кухни, который при ежемесячном обороте в 700‑800 тыс. грн может дополнительно зарабатывать при помощи службы доставки не менее 160 тыс. грн.
Заработать на службе доставки, отмечает Насонова, могут не все рестораторы — мелкие компании активно забирают клиентов у своих крупных конкурентов. «Стоимость блюд у небольших игроков на 15‑25 % ниже, что привлекает клиентов», — говорит Головин. Косвенно это подтверждают и сами рестораторы. По словам Онищук, за первое полугодие текущего года количество заказов на доставку еды у них сократилось на 15 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это она поясняет постоянно ужесточающейся конкуренцией с небольшими компаниями. Насонова добавляет, что эта тенденция усугубится.