Вчера стало известно, что Казахстан прекращает сборку автомобилей марки Chance Запорожского автомобильного завода. В сообщении казахстанской AllurGroup (владеет заводом «АгромашХолдинг», собиравшим эти машины) указанно, что производство остановлено в связи с введением новых норм технического регламента Таможенного союза, которые вступают в силу с 1 января 2015 г. До конца ІІІ квартала казахстанские сборщики планируют собрать последний машинокомплект. В ближайшее время AllurGroup намерена увеличить объем производства автомобилей SsangYong и Peugeot, отмечают в компании.
Президент AllurGroup Андрей Лаврентьев заявил, что в настоящее время руководимая им группа практически подыскала альтернативу запорожскому бренду, и уже практически завершены переговоры с одним из автопроизводителей, выпускающих продукцию в той же ценовой категории, что и ЗАЗ. Имя нового партнера AllurGroup пока не называет, но в ответ на запрос «Капитала» заявила следующее: «Однозначно это не «АвтоВАЗ». В дальнейшем, надеемся, будет возможность найти новые пути развития наших отношений (с украинскими автопроизводителями. — «Капитал»). Но, полагаем, это будет возможно не ранее урегулирования вопроса на самом заводе в Запорожье и урегулирования вопросов внутри Украины».
Остались при своих
Председатель правления ПАО «Запорожский автомобильный завод» Николай Евдокименко в комментарии «Капиталу» заявил, что на самом деле прекращение поставок машинокомплектов ЗАЗ в Казахстан связано не с введением новых техрегламентов, а с нарушением выполнения условий оплаты компанией AllurGroup. По его словам, партнер из Казахстана не смог подтвердить свой годовой заказ банковской гарантией, в отличии от ЗАЗ, который имеет обязательства произвести выплаты своим поставщикам комплектующих. «Мы не были уверенны, что они оплатят поставки машинокомплекта, и не хотели нести дополнительные риски», — говорит Евдокименко.
В пресс-службе AllurGroup вопрос «кто виноват» оставили без ответа, но пояснили «Капиталу», что производить модели ЗАЗ стало экономически не выгодно. Дело в том, что в техрегламенте основной упор делается на систему безопасности водителя и пассажира: требуется оснащение подушками безопасности, вводятся определенные нормы для тормозной системы и т. п. «В соответствии с новыми реалиями компания провела необходимые маркетинговые исследования, просчитала свои риски и приняла решение приостановить сотрудничество с брендом ЗАЗ в связи с потерей конкурентной цены в случае необходимой доукомплектации автомобиля», — отмечают в AllurGroup. Рассматриваемые в качестве альтернативы модели являются новыми на рынке, а также имеют больше дополнительных опций, в том числе обязательных по техрегламенту».
По мнению старшего аналитика ИГ «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, скорее всего, прекращение сотрудничества обусловила и политическая ситуация, в частности, сказалось влияние РФ. Эксперт говорит, что сегодня российские власти предпринимают шаги по выдавливанию с рынка Таможенного союза не только машиностроительной продукции, но и других товаров, выпущенных в Украине.
Всем тяжело
Сегодняшние реалии украинского автопрома не утешительны, и потеря любого партнера болезненно сказывается на производителях. Обвал спроса на внутреннем рынке из‑за политической ситуации в стране и девальвации гривни уже привел к тому, что на днях в корпорации «Укравто», контролирующей ЗАЗ, заявили об остановке производства на предприятии, поскольку выпускать автомобили «на склад» экономически нецелесообразно.
31 тыс. машинокомплектов планирует ЗАЗ поставить в этом году в Египет
Схожее положение дел и на других крупных предприятиях. Корпорация «Богдан» уже несколько месяцев не выпускает легковушки, а Кременчугский автосборочный завод заявил об остановке предприятия еще в конце июля, ссылаясь на то, что рыночные условия стали более благоприятными для импорта, нежели для производства. В целом автомобилестроение показывает самые слабые результаты за последние годы. По данным ассоциации «Укравтопром», в прошлом месяце автомобильная промышленность сократила производство в более чем два раза, выпустив чуть более 500 машин.
Надежда
В то же время на ЗАЗ отмечают, что потеря казахстанского рынка существенно не повлияет на предприятие: туда в прошлом году было поставлено всего 2 тыс. машинокомплектов. У завода есть куда более серьезные партнеры. Сегодня ЗАЗ экспортирует машинокомплекты в Египет (на этот год запланировано поставить туда 31 тыс. шт.) и готовые автомобили в Узбекистан. Евдокименко сообщил «Капиталу», что в сентябре запланирована встреча с египетскими партнерами, на которой будут обсуждаться возможности увеличения заказа на этот и следующий годы. Украинское предприятие не прочь поставлять машины и на рынок Евросоюза, но, по словам Евдокименко, сегодня это затрудняет применение рядом европейских стран нетарифного регулирования своих рынков. Что же касается дальнейшей судьбы Запорожского автозавода, то его руководитель утверждает, что предприятие не планирует сворачивать свою деятельность в Украине.
В то же время независимые эксперты уверены, что поставки продукции на экспорт не могут даже частично компенсировать потери ЗАЗ на внутреннем рынке: в прошлом месяце завод выпустил всего восемь автомобилей, что на 1676 меньше, чем в июле 2013 г. Впрочем, временным выходом из ситуации, считает Андрейченко, могла бы стать кооперация с зарубежным партнером по выпуску новых моделей, которые могут быть востребованы в Евросоюзе. Те же модели, которые выпускаются сегодня на ЗАЗ, вряд ли вызовут интерес у европейского покупателя, полагает эксперт.