Есть еще порох в пороховницах: независимая запорожская дизайн-студия строит первый отечественный суперкар. Мы расспросили Романа Сухорукова, менеджера проектов Askaniadesign Carstyling Studio, о среднемоторном купе с дверьми-гильотинами, которое они планируют закончить к маю 2015 года.
— О вас мало что известно за пределами Запорожья. С чего началась Askaniadesign Carstyling Studio?
— Наша студия появилась в 2012 году. Все началось с совместной работы со спортивным клубом Speed Line Club, занимающимся организацией и проведением ярких автосоревнований. В частности — драгрэйсинговыми гонками, для которых спортсмены строят болиды, по своим характеристикам затыкающие за пояс суперкары с мировыми именами.
— А если заглянуть чуть назад? Наверняка у студии были АвтоЗАЗовские корни?
— Так и есть. В 2000 году Владимир Гончаренко основал ЧП «Розвиток». Он работал в заводском центре дизайна автомобилей ЗАО «ЗАЗ», занимался производством изделий из стеклопластика и доработкой ходовой части. Но несмотря на самостоятельность, «Розвиток» достаточно плотно сотрудничал с центром дизайна. Нашей первой разработкой стала модификация ЗАЗ-1102 под названием «Таврия-эксклюзив», причем ей был присвоен заводской код как модификации серийно выпускаемого автомобиля.
— Сколько экземпляров «Эксклюзива» было выпущено?
— Если честно — мы не считали. Ведь часто приезжали владельцы уже выпущенных «таврий» с просьбой доработать их автомобили.
— Использовались ли наработки заводской раллийной команды ЗАО «ЗАЗ», опыт ее лидеров Анатолия Лакушева и Михаила Аверина?
— Да, конечно, ведь у нас был достаточно обширный пакет изменений. С нашими спорсменами мы работали в первую очередь по доработке ходовой и подвески. Дело в том, что в «эксклюзиве» было около тысячи изменений. В частности, мы использовали более мощный 1,3‑литровый двигатель с системой распределенного впрыска. Что повлекло за собой переделку подвески и тормозной системы.
— Как долго и на чьих мощностях выпускались комплекты аэродинамического обвеса для других ЗАЗовских моделей — «Славуты», «Сенса» и «Ланоса»? Где устанавливались обвесы?
— Часть работ проводили собственными силами, часть — на производстве автозавода. Кстати, по желанию наш клиент мог прийти на конвейер и посмотреть, как собирается и красится его автомобиль.
— Имеет ли студия или ее сотрудники отношение к разработке самых нашумевших запорожских концептов — футуристического хетчбэка 1106, купе ЗАЗ-1104 и грузовика 2301 «Снага»?
— Это очень старые проекты, задуманные и частично реализованные еще во времена СССР. Так что наши сотрудники именно к этим проектам отношения не имеют.
— Существует ли сегодня на ЗАЗе центр дизайна?
— Нет, он уже расформирован. Одна из последних работ центра дизайна автомобилей ЗАО «ЗАЗ» — модернизированный «Ланос», показанный еще в 2008 году.
— Когда и кем разрабатывалась ретроспектива ЗАЗ-965? Существовало ли какое‑то техзадание этого концепта кроссовера или это была инициатива дизайнерского отдела?
— Нет, техзадания не было. Это целиком и полностью инициатива Askaniadesign. Автор концепта — один из наших дизайнеров Сергей Чумаченко, который 9 лет проработал в заводском центре дизайна, в группе экстерьера.
— Сколько сегодня человек работает в студии? Где они получали образование?
— Наш штат очень небольшой, а опыт работы в заводском дизайн-центре — от 2 до 9 лет. Лично я на ЗАЗе занимался эргономикой салонов и пассивной безопасностью. Плюс возил автомобили на краш-тесты во всесоюзный НИИ ЦИАМТ.
— Какие проекты Askaniadesign уже удалось реализовать?
— Поскольку наша команда — это профессиональные инженеры концептуального 3D-проектирования и моделирования, то работаем мы в различных направлениях — и в области промдизайна, и в области железнодорожного транспорта и яхтостроения. Но в первую очередь мы занимаемся комплексной разработкой дизайна автомобильных экстерьеров и интерьеров — начиная с набросков-скетчей и рендеринга до создания действующего прототипа. Включая соответствующее сопровождение вплоть до подготовки его к производству.
— Почему выбрано такое название и столь необычное написание — два слова слитно и с очевидной ошибкой?
— Хотелось подобрать название, связанное с национальным достоянием Украины. Поскольку «Хортица» и казаки присутствуют уже практически везде, мы выбрали название «Аскания Нова» — заповедник с нетронутыми степями. С тех пор черпаем вдохновение у природы. А по поводу буквы «k» вместо «c» — на тот момент в украинcком автоспорте уже была команда Ascania Racing Team, не говоря уже о всемирно известных марках грузовиков и спорткаров Scania и Ascari. Вот мы и изменили написание — чтобы не путали.
— Почему так мало информации о вашем самом известном проекте — среднемоторном суперкаре?
— Все будет, но позже.
— Почему у второй версии суперкара столь внушительная стилистическая разница в сравнении с первым макетом?
— Это неизбежно, ведь нужно соответствовать тенденциям автомобильной моды.
— На какой стадии сейчас находится проект?
— На сегодняшний день — на стадии предварительной аттестации кузова на соответствие нормативам и ДСТУ. И мы готовим управляющие программы для ЧПУ-станков. Всех нюансов, как и характеристик суперкара сообщить не могу, поскольку это задумывалось как сюрприз.
Безымянный спорткар
Хотя «первый украинский суперкар» существует пока исключительно виртуально — в виде компьютерных скетчей и рендеров, первые выводы уже можно сделать. Особенно если сравнивать первый и второй варианты. Прогресс не заметить невозможно. Формообразующие линии стали чище, пропорции — выверенней, аэродинамические элементы — более проработанными, а внимание к деталям — на куда более высоком уровне. Отдельного «Браво!» заслуживает дизайн оптики — обычно у частников до этого толком руки не доходят. Конечно, некоторые ассоциации с McLaren MP4–12 и Ferrari LaFerrari прослеживаются слишком явно. Но что ж, по крайней мере у запорожских дизайнеров отличный вкус. От ответов на вопросы о силовом агрегате и трансмиссии менеджер проектов Askaniadesign Carstyling Studio изящно ушел, сообщив лишь, что рассматриваются и обычный бензиновый двигатель, и электромотор, и даже гибридная силовая установка. Так что первый отечественный суперкар вполне может стать и полноприводным.
А теперь горбатый
Не меньше интереса вызывает еще одна перспективная разработка студии — трехдверный компакт-кроссовер. Так могла бы выглядеть самая востребованная на сегодня модель европейского рынка — кроссовер В-класса, если бы ЗАЗ пожелал быть в авангарде мирового автопрома. Лидеры постепенно отказываются от классических микро- и малолитражек в пользу вот таких субтильных внедорожников, у которых часто-густо нет даже простейшего — подключаемого электроникой — полного привода. Нетрудно заметить, что паркетник вобрал в себя наиболее запоминающиеся элементы дизайна самой первой из запорожских малолитражек — ЗАЗ-965 «Запорожець», выпускавшейся с 1962 по 1969 гг. О «горбатом», названном так за покатую крышу, напоминают и общие зализанные обводы, и минимальные свесы, и характерная форма задней стойки. Причем аналогии уместны не только на уровне дизайнерских ключей. Ваши родители подтвердят — не было в СССР легковушки более вездеходной, чем скромный с виду ЗАЗ-965.