Горы польского Подкарпатья, расположенного на границе с Украиной и Словакией, похожи на украинские: здешние хребты высотой не более 1500 м, живописные склоны поросли густым лесом, в низинах пахнет душистым сеном, а местные винные погреба достойны отдельного путешествия в этот регион, — тут расположены несколько десятков виноделен. Подкарпатское воеводство считается одним из самых колоритных в стране и может гордиться своей почти нетронутой природой. Именно поэтому знакомиться с местными красотами лучше, сидя в седле неспешно идущего по лесным тропам коня.
Надежный компаньон
Путешествие верхом длительностью несколько часов называется райд (от англ. ride — ехать. — «Капитал»). И начинается оно с подготовки лошади к поездке. Утром все участники обязаны пройтись щеткой по шерсти коня, чтобы убрать пыль (иначе седло начнет натирать вспотевшую спину животного), и почистить копыта и подковы. Чистюли морщатся и фыркают, но иначе никак. Это позволит установить первый контакт с животным. Только после этого одевается седло и сбруя. Новичкам, как правило, такое задание, не по силам, но проводник, опекающий путешественников, всегда придет на помощь. Затем группа совершает несколько кругов в манеже и снова подтягивает подпруги на седлах. После этого можно отправляться в путь. Число участников райда не превышает десяти человек — такое ограничение позволяет проводнику уделять внимание всем и поддержать в сложной ситуации.
Лошадей для конного туризма в Польше отбирают особых. Существует такое понятие, как примитивная порода. Ничего уничижительного в этом термине нет. Примитивные породы животных формировались больше под влиянием местных условий и естественного отбора, и вмешательство человека в этот процесс было минимальным. Представители таких пород хорошо приспособлены к окружающей среде, неприхотливы, сообразительны. Например, такими являются киргизские или якутские лошади. Они были основной тягловой силой во время научных экспедиций в самые отдаленные регионы, ведь ни тяжеловозы, ни тем более скакуны не выдержали бы походной жизни. А вот гуцульская порода вполне подходит для таких переходов: крепко сбитые, флегматичные, но сообразительные крепыши гнедой масти с черной полоской по хребту — лучшие компаньоны для неопытных наездников.
Польские горы
У читателя может возникнуть вполне резонный вопрос: а ради чего, собственно, ехать в польские горы — Бещады или Бескиды? Ведь конные клубы есть возле любого крупного города, да и в украинских Карпатах можно покататься. Тут можно провести аналогию с лыжным спортом. По большому счету, снег одинаков на украинском Буковеле, словацкой Ясне и австрийских Альпах. Но почему‑то большинство лыжников при возможности выбирать предпочтет Австрию или более бюджетную Словакию в противовес Славскому, Буковелю и Мигово. Главная причина такого «непатриотичного выбора» — в хорошо развитой инфраструктуре зимнего отдыха за границей: качестве дорог, условиях проживания, уровне сервиса. Наконец, тех, кто увлекся лыжами, всегда тянет попробовать новые склоны. То же самое можно сказать и о конном туризме. Попробовал себя в конном клубе под Киевом, проверил навыки в Закарпатье — и потянет на что‑то новое. А расстояние от Киева до Подкарпатья соизмеримо с расстояниями до украинских Карпат: к примеру, до Изки (это одна из конюшен в Закарпатье) — 700 км. От Киева до польского Гладышува, который мне лично приглянулся, — 850 км. Для поездки на машине разница незначительная.
Граждане Украины на конных маршрутах встречаются редко. Немалую роль в таком положении дел играет то, что украинцы просто не знают о такой возможности. К тому же у нас только зарождаются традиции активного летнего отдыха. Зимой на лыжах еще покататься можем, а летом большинство зачастую все‑таки предпочитают пляж.
Если говорить о преимуществах конного туризма в Подкарпатье, стоит отметить, что на юге Польши разработано сотни километров трасс для путешествий верхом. Самый простой поход — это кольцевой маршрут вокруг конной базы. Для продвинутых есть Трансбескидский маршрут длиной в 600 км. В этом случае в седле придется провести две недели, ночевать в отелях лишь пару раз, а основным местом для отдыха станут горные приюты и палатки под звездным небом.
Наедине с природой
Следует помнить, что езда по лесу на лошади отличается от манежной так же, как вождение автомобиля по бездорожью — от асфальтированного автодрома. Всадник должен научиться заранее оценивать ситуацию, чтобы внезапно появившиеся впереди ветки не хлестали по лицу, уметь лавировать между деревьями, вплотную к которым проходит флегматичный «гуцул». Эти лошади умеют преодолевать крутые подъемы, почти обрывы метровой, а то и больше высоты. Они буквально подтягиваются на передних ногах, а всадник в этот момент должен не мешать лошади и держаться за гриву, чтобы не свалиться.
Маршрут райда прокладывается так, чтобы картинка перед глазами все время была разной. Плавный подъем на хребет в окружении сумрачных лиственниц сменяется ровным участком через светлый, пронизанный солнцем буковый лес. Потом следует спуск в долину, глубокие и узкие овраги, которыми изобилуют местные склоны гор. Наконец, дело доходит до короткого перехода вброд по галечному руслу горной речушки, где уровень воды иногда поднимается до седла.
Группа, как правило, практически не создает шума, поэтому всегда есть шанс увидеть лису, зайца, косулю или семейку диких свиней. По рассказам проводников, встречаются и медведи. В таких случаях группу незаметно уводят в сторону, чтобы избежать столкновения.
Из личного опыта
Найти подходящую конную базу можно через интернет. Достаточно отправить запрос в управление Подкарпатского воеводства (wrota.podkarpackie.pl) либо представительство польской туристической организации в Украине (polscha.travel). Для тех, кто хочет отправиться в конный поход, подойдет база «Гладышув» (huculy.com.pl). Маршрут пролегает через горы, а рядом с отелем — конюшни, закрытый и открытый манежи, ресторан. Также можно порекомендовать «Козацький хутір» (chutorkozacki.test.dih.pl).