Приобретать активы в Украине, учитывая ситуацию в Донбассе и общее состояние экономики, далеко не самое безопасное капиталовложение. Это подтверждает и отток иностранного капитала из страны за первые полгода, и очень вялая активность иностранных инвесторов. Тем не менее в правительстве полны решимости найти покупателей на государственное имущество, управлять которым Кабинет министров не в состоянии. По оценкам премьер-министра Арсения Яценюка, у правительства не должно быть десятка государственных компаний. Недавно премьер заявил, что страну ждет самая масштабная распродажа активов за все годы независимости. Позже Яценюк, подтвердил намерения, уточнив, что прежде Кабмину нужно определится с ценой предприятий, проведя консультации с западными специалистами. «За копейки государственные объекты правительство продавать не будет», — пообещал премьер.
Достояние нации
К моменту, когда Яценюк анонсировал продажу госактивов, уже был готов проект распоряжения с перечнем объектов, подлежащих приватизации в 2014 г. Перед внесением текста документа на заседание правительства, он был согласован профильным комитетом Кабмина. В распоряжении, открывающем дорогу к продаже госкомпаний, значились такие предприятия как «Турбоатом», «Укрнафта», «Одесский припортовый завод», «Азовмаш» и еще более сотни объектов. Оценочная стоимость всех предприятий, согласно расчетам Фонда государственного имущества (ФГИ), который и готовил проект, составляла свыше 31 млрд грн. Причем только за «Укрнафту» и «Турбоатом» намеревались выручить как минимум 13 млрд грн — 8 млрд грн и 5 млрд грн соответственно. Категорически против продажи этих активов выступили Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли. Проект распоряжения Кабмин все же принял, но исключил из него обе компании.
ФГИ был против предложения Минфина и Минэкономразвития исключить ключевые предприятия из списка. Ведомство аргументировало свою позицию тем, что в госбюджете на текущий год заложен показатель поступлений от приватизации в 17 млрд грн. Однако иных дорогостоящих активов взамен «Укрнафти» и «Турбоатома» ФГИ предложить не может. Продажа этих двух предприятий позволила бы собрать около 80 % запланированных на этот год средств. Но, по словам и. о. главы ФГИ Дмитрия Парфененко, Кабмин решил, что пока «Турбоатом» продавать рано, так как необходимо время, чтобы изучить конъюнктуру рынка и выяснить перечень потенциальных покупателей объекта. При этом наиболее вероятными покупателями предприятия считались российские компании, в частности «Силовые машины» и государственный «Росатом», которые уже интересовались активом. Но принимая во внимание накаленность отношений между Киевом и Москвой, подобные сделки, по всей видимости, сейчас невозможны. Тем более, как ранее сказал министр юстиции Павел Петренко, правительство предложит Совету национальной безопасности и обороны запретить участие российского бизнеса в приватизации украинского имущества.
Зайти с тыла
Вместо того чтобы устроить большую распродажу госимущества, в Кабмине решили несколько изменить планы и умерить пыл. В конце августа правительство зарегистрировало в парламенте законопроект, предполагающий новый подход в привлечении инвесторов на стратегические предприятия. Среди прочего документ содержит перечень объектов государственной собственности, контрольные пакеты акций которых в размере 60 % не подлежат приватизации. При этом остальные 40 % и меньше будут продаваться по решению правительства при согласовании с СНБО. На данный момент Кабмин внес в такой список «Энергоатом», НПКГ «Зоря-Машпроект» и «Турбоатом». Всего документом предусмотрено сокращение списка подлежащих приватизации объектов с 1478 до 543. «В случае принятия законопроекта будет снят запрет на приватизацию предприятий ликеро-водочной, спиртовой, энергетической и угольной отраслей, предприятий машиностроения, авиационной промышленности», — говорится в сообщении пресс-службы Кабмина.
Впрочем, некоторые эксперты скептически относятся к такому подходу правительства, решившему хоть и не целиком, но все же продавать стратегические компании. По мнению эксперта Института энергетических стратегий Юрия Корольчука, вошедший в список «Энергоатом» не готов к приватизации. В случае продажи страна рискует лишиться операционного контроля над стратегическими объектами. В частности, речь идет о четырех атомных электростанциях. По мнению эксперта, законопроект не предусматривает реформы ядерной отрасли, тогда как «Энергоатом» требует стратегии работы на 10‑20 лет вперед. «Маловероятно, что в ближайшем будущем в Украине будут функционировать либеральный рынок электроэнергии, рынок двусторонних контрактов, появится право выбора поставщика электроэнергии. А без этого продавать «Энергоатом» вообще нет смысла», — считает Корольчук.
Рисковая затея
Среди рисков анонсируемой приватизации также могут быть снижение доходов бюджета и рост безработицы, считает директор Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины Валерий Геец. Ссылаясь на данные прежних исследований и анализа деятельности 700 предприятий, приватизированных с 2002 по 2011 г., Геец обратил внимание, что финансовые результаты компаний после их приватизации значительно ухудшились. Следовательно, на этих предприятиях уменьшилось количество работников, в связи с чем выросла безработица. А экономист Владислав Старинец считает, что одним из наиболее опасных итогов приватизации является непрозрачность формирования списка госактивов, подлежащих продаже.
С другой стороны, невыполнение плана приватизации чревато для страны увеличением государственного долга. Вероятней всего, в случае срыва графика продаж госактивов правительство будет вынуждено просить Минфин осуществить дополнительные займы, чтобы перекрыть недостачу и не нарушать поток поступлений в госбюджет. В прошлом году, выполнив приватизационную программу едва ли на 10 %, Кабмин пошел на увеличение объема финансирования госбюджета за счет заимствований на 9,445 млрд грн. Это ровно та сумма, которую недособирал ФГИ. Принимая во внимание, какие плановые показатели установлены на текущий год, правительству придется снова прибегнуть к такому же инструменту. Ведь за восемь месяцев Кабмин так и не провел ни одной крупной сделки. Как следует из отчета ФГИ, за январь-июль от приватизации госимущества и других поступлений, непосредственно связанных с приватизацией, в госбюджет перечислили 53,8 млн грн.
Последней громкой продажей госактивов остается реализация 60,773 % акций энергогенерирующей компании «Донбассэнерго», конкурс по продаже которой выиграл в августе прошлого года «Энергоинвест Холдинг», предложив 718,92 млн грн. В этом году ФГИ пытался несколько раз сыграть по‑крупному, выставляя на биржевые торги миноритарные пакеты акций госкомпаний, в том числе и энергетических. Это делалось для того, чтобы выяснить спрос на объекты. Впрочем, ни одни торги не смогли привлечь инвесторов. В частности, ФГИ не смог реализовать ни одной акции из 5 %-го пакета акций «Харьковоблэнерго» и «Хмельницкоблэнерго» стартовой стоимостью 75,6 млн грн и 18,2 млн грн соответственно. Такая же участь постигла бумаги «Николаевоблэнерго», 5 % акций которого ФГИ оценил в 14,5 млн грн. По словам старшего аналитика ИК Dragon Capital Дениса Саквы, подобные операции имели бы смысл при развитом фондовом рынке страны. В связи с этим, по мнению эксперта, сейчас целесообразно продавать все оставшиеся пакеты стратегическим инвесторам.
Большая надежда у правительства была в этом году на «Сумыхимпром», от реализации которого государство намеревалось получить как минимум 406 млн грн. Попытка продать миноритарный пакет акций предприятия закончилась едва ли не скандалом, вызванным конфликтом интересов олигархов Игоря Коломойского и Дмитрия Фирташа. В итоге ФГИ и Кабмин решили повременить с продажей завода, объявив о том, что в текущем году «Сумыхимпром» останется государственным. По словам Парфененко, приватизация отложена, поскольку предприятие не готово — уже два года проводится санация, а кредиторская задолженность завода превышает 1 млрд грн.В настоящее время на приватизационный процесс влияет и стартовавшая компания по выборам в Верховную Раду. В связи с ней на продажу активов наложен негласный мораторий, да и инвесторы не стали бы приобретать государственные активы накануне выборов, ведь остается вероятность возможного пересмотра приватизационных сделок после формирования нового правительства.