С точки зрения международного права, что так любят и уважают в России, быть членом международной организации означает соблюдать правила ее деятельности, устанавливаемые совместно. Как ни странно, эти правила не всегда всех устраивают, зато обеспечивают баланс интересов, взаимоуважение — что, пожалуй, лежит в основе международного права.
Роспотребнадзор является государственным органом, компетентным применять предусмотренные международным правом ограничения в международной торговли. Такие мероприятия осуществляются в частности на основании статьи XI ГАТТ «Общая отмена количественных ограничений». Общее правило — никаких ограничений: запреты и ограничения импорта или экспорта не должны применяться любой стороной торговых отношений по отношению к другой. В то же время, согласно статье 5 Соглашения «О защитных мерах» члены ВТО могут применить защитные меры к товару в том случае, когда это наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отечественной промышленности аналогичных товаров. Подчеркну, что такое ограничение может быть введено после проведения расследования компетентными органами в соответствии с четко определенной процедурой и с привлечением представителей сторон. То есть, позиция, что импорт товаров из Украины, ЕС или США угрожает российскому отечественному производителю, должна быть подтверждена выводами совместной проверки. Очевидно, для россиян это практически то же самое, что база НАТО в Крыму.
Другой допустимый вариант ограничения импорта украинских товаров в рамках требований ВТО — это несоответствие продукции или сырья техническим и/или фитосанитарным условиям. В соответствии со статьей 2 «Соглашения о технических барьерах в торговле» страны-члены ВТО должны обеспечить, чтобы технические регламенты не подготавливались, не принимались таким образом, чтобы создавать или приводить к созданию излишних препятствий для международной торговли. Общепринятыми исключениями являются в частности требования национальной безопасности и защита жизни или здоровья человека, животных или растений. Очевидно, что товары из Украины, ЕС и США не могли все и вдруг перестать соответствовать техническим и/или фитосанитарным стандартам и условиям, что стали такими высокими в России. Возможно, это связано с аннексией Крыма или провозглашением ДНР/ЛНР и, как следствие, международного обмена опытом в соответствующих областях.
Замечу, что подобное случается в мировой практике, и также может иметь политическую подоплеку, однако в основном завершаются чисто правовым и, подчеркну, компромиссным урегулированием. Последнее достигается в рамках процедуры рассмотрения споров, предусмотренной в ВТО, и, как правило, длится до полугода.
Но способна ли на компромисс современная «сильная» Россия? Ведь языком ее дипломатии это теперь значит «прогнуться перед Западом». В последнее время Россия говорит о международном праве много и хорошо, но почему-то это больше походит на принуждение к «взаимной» любви, чем искреннее уважение и понимание основных его принципов.