Один из основных пунктов опубликованной недавно стратегии развития интеллектуальной собственности Украины до 2020 г. — создание и продвижение бренда страны с целью улучшения имиджа продукции национальных производителей. За это время придется трансформироваться из государства, живущего за счет экспорта сырья и постсоветской техники, в страну, которая известна и ценна каким‑то другим, более конкурентным товаром. Одна из идей власти — развивать потенциал IТ-услуг. «Нам нужен свой Google», — можно услышать из уст власть имущих. Желание в корне правильное: давайте создадим что‑то большое и известное, чтобы потом за его счет кормить остальных. Но масштабы Украины и ее экономический статус, к сожалению, не позволяют завоевать мир. Даже если мы придумаем лучший Google, у нас попросту не будет столько ресурсов, чтобы глобально масштабировать его быстрее, чем калифорнийский. Нет на это ни денег, ни опыта. А выигрывает не самый умный, а самый приспособленный. Даже если мы соберем SuperBoeing и начнем продавать его, у нас не хватит сил на мировую техподдержку.
Начинать нужно, наверное, как и любой проект, с малого. ІТ-услуги, вероятно, не поднимут с ходу всю экономику. Даже и за пять лет. Наши знания и умения, бесспорно, пригодятся ІТ-гигантам, которые в каком‑то роде тоже используют украинский мозг как сырье. С этим, видимо, придется смириться.
Но потенциал национальных брендов, хотя и не такой могущественный, в экономике все-таки есть. И кроется он в деталях. «Нас знают только по шоколаду, сыру и часам», — шутил как‑то менеджер по продажам из маленькой Швейцарии, представляя в Киеве свое ІТ-решение. А какие наши новые идентификаторы? Как понять, какой продукт мы можем обернуть в красивую упаковку с гордой надписью made in Ukraine?
Первые подсказки, вероятно, уже появились с началом действия для украинских производителей первых торговых преференций в ЕС. Прорыв совершили пасечники, использовав треть квоты на поставку меда еще в первый месяц. Это не было случайным. Страны Восточной Европы, такие как Польша и Венгрия, Румыния и Болгария, удачно замещают в ЕС мед из далеких Китая и Аргентины. Восточная Европа умеет делать дешевый и качественный мед, которым кормит зажиточную Центральную Европу. Бюргеры устали от непортящихся мяса и овощей, опилочной или пластмассовой мебели. Они хотят потратить чуть больше денег на что‑то, во что вложена душа человека. И у украинцев такие продукты еще остались. Не хватает только тщательного «аудита ценности и добавочной стоимости». Кто знает, может, европейцы еще будут тащиться от нашей органической гречки, о которой, кстати, мало кто из них вообще слышал.