Політика

менеджмент

Дирижировать боссами сложно. Но можно

Дирижировать боссами сложно. Но можно
Каждый руководитель «офисного оркестра» ждет, что на него будут смотреть снизу вверх
Фото: REUTERS

Затруднения в отношениях с руководителем — одна из наиболее распространенных причин смены места работы. Если же научиться понимать начальника и говорить с ним на одном языке, с уходом из компании можно повременить.

Стив Джобс известен в первую очередь как мечтатель, которому удавалось воплощать в жизнь самые смелые идеи. Уважаемое издание Harward Business Review назвало многолетнего руководителя Apple самым эффективным за период с 1995 по 2010 г. Впрочем, это вовсе не означает, что сотрудникам самой дорогой компании в мире было с ним легко. Поговаривают, Джобс отличался скверным характером и непомерной требовательностью к подчиненным.

1. Деспот

Руководитель отдела, логист Юрий Гуреенко считает директора своей компании самодуром. Взаимо­отно­шения последнего с сотрудниками строятся по схеме: «Я — начальник, ты — дурак». Повышенный назидательный тон и ненормативная лексика четко дают понять: мнения подчиненных никто не спрашивает!

«Огрызаться или кричать в ответ — последнее дело. Такая тактика ничего хорошего не принесет, — уверен Гуреенко. — Спокойствие, только спокойствие. Чем невозмутимее сотрудник, тем больше у него шансов добиться повышения по службе». В отличие от коллег, он не пытается переспорить начальника. Результат — стремительный карьерный рост всего за восемь месяцев.

«Сотрудникам остается только кивать и улыбаться, выслушивая ересь. Надо всего лишь мысленно поставить стенку между собой и разгоряченным руководителем», — рекомендует HR-консультант Total HR Consulting Татьяна Глуховская. Уделяя большое внимание дисциплине, самодур безжалостно наказывает «на деньги» и увольняет. Ответа в стиле «сам дурак» такой человек тем более не потерпит — боссы вообще не любят, когда подчиненные публично указывают на их недостатки.

Совсем иначе следует вести себя с авторитарным самодуром. Как ни странно, шефы с жестким характером а-ля Гитлер больше всего уважают себе подобных. Сильных и уверенных в себе. Хорошие перспективы при работе с таким человеком у тех, кто умеет держать удар в любых ситуациях. Чем интереснее руководителю работать с подчиненным, тем выше шансы последнего на успех.

2. Манипулятор

Такой знает, как взять сотрудника на «слабо». Может надавить на чувство вины или разжечь пат­риотизм: «Ну-ка, молодцы, не посрамим знамя компании!» Женщины-руководители играют на мужском самолюбии: «Дайте я, баба, покажу вам, как надо!»

«В оперативной работе с манипулятором важно документально фиксировать ход переговоров, визировать документы, составлять протоколы совещаний и достигать согласия. Иначе он может легко отказаться от договоренности и «перевести стрелки» на коллегу или другой отдел», — настаивает менеджер по продажам Александр Прядко.

Этот эмоционально неуравновешенный тип начальника все время чем-то недоволен. Постоянно кричит и ругается, предпочитает унижать морально, иногда в завуалированной манере. Его оружие — обидные шуточки, ироничес­кие замечания, саркастические улыбки, вежливо-пренебрежительный тон распоряжений и презрительные нотки в голосе.

По мнению Глуховской, от начальника-манипулятора очень трудно добиться повышения по службе или прибавки к жалованию, а работа с ним чревата постоянными нервными срывами. «Если такой босс попался на пути экстраверта, наилучший выход — сменить работу, — считает она. — Эффективно сотрудничать с коварной Бабой Ягой или энергетическим вампиром сумеет только устойчивый «пофигист».

3. Истерик

«Утром начальник в прекрасном расположении духа, через час — мечет громы и молнии, в обед — снова душка», — рассказывает бренд-менеджер FMCG-компании Ольга Савицкая.Частая смена настроения свойственна истерикам. Это настоящие мастера перевоплощений. Со столь непредсказуемым шефом труднее всего сработаться рациональным сотрудникам. Сложность заключается в том, что не имеет смысла пытаться методично раскладывать по полочкам противоречивые указания. Нужно вникнуть в суть. «Лучшая тактика — игнорировать эмоции и обращать внимание только на конструктивные замечания», — уверена Савицкая.

4. Дилетант-карьерист

Руководитель-новичок, назначенный на должность по знакомству или благодаря родственным связям, по причине своей некомпетентности редко способен видеть перспективу. Продвижение по служебной лестнице для него главное, результаты — второстепенны. «Для меня и моего подразделения самое важное сейчас — самопиар, — говорит маркетолог Максим Булыченко. — Задача работников на всех совещаниях — бойко рапортовать об успехах».

В работе такой руководитель переоценивает второстепенное и часто ставит неправильные задачи. Чтобы сотрудники «не замечали» его некомпетентности, он требует беспрекословного выполнения приказов и распоряжений. С ним легко сработается тот, кто способен подкидывать идеи, кто не обременен чрезмерной ответственностью и профессиональной гордостью. «Достичь взаимопонимания с карьеристом гораздо легче покорным, безынициативным и безразличным к труду подчиненным, которые приказы не обсуждают», — считает психолог Кира Буренина.

Наоборот, профессионалам, вы­­соко­квалифицированным специалистам и просто творческим личностям, которые привыкли применять в работе нестандартные решения, тяжело сработаться с боссом-карьеристом. Подчиненным такого управленца нужно научиться «фильтровать базар», так как он умеет слушать и выдавать чужие идеи за свои. Кстати, благодарный карьерист способен потянуть преданного сотрудника за собой вверх по служебной лестнице.

5. Бюрократ

«Приказы нашего руководителя отдела нужно выполнять не раздумывая. Никакой самодеятельности, все должно быть строго по правилам», — рассказывает сотрудник одного из министерств Елена Борец. За производственные решения, принятые интуитивно, «без бумажек», подчиненные здесь лишались работы.

Вокруг таких начальников всегда полно интриг, сплетен и битв за должности. Их много в госструктурах и коллективах, средний возраст которых 45 лет и выше. Сотрудники таких коллективов всегда заняты — чем угодно, только не выполнением своих прямых обязанностей.

На самом деле поладить с бюрократом легко — достаточно визировать его подписью или подтверждением по e-mail все документы. Как важные, так и второстепенные. Такой подход автоматически сделает сотрудника союзником шефа.

Истина посередине

Приведенная классификация носит весьма условный характер, и в реальной жизни руководители в определенных пропорциях сочетают в себе различные качества. Нередко и сами «трудные» управленцы, особенно среднего звена, испытывают не меньший стресс, чем подчиненные, — над ними ведь тоже есть вышестоящие начальники или собственники бизнеса со своими «тараканами в голове».

В любом случае, помочь разрядить атмосферу часто помогает наличие грамотно организованной и своевременной «обратной связи» с членами коллектива, — уверена Глуховская. Буренина рекомендует подчиненным не зацикливаться на человеческих качествах руководителя. Тем более не стоит обижаться или обсуждать особенности его поведения. Куда как важнее сосредоточиться на перспективах сотрудничества исключительно в профессиональной плоскости. Возможно, тогда техническая революция в компании станет реальнос­тью, а не декларацией. С участием босса или без.

 

Имена персонажей этой статьи были изменены из соображений их безопасности

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама